Управление государственным хозяйством в Древней Индии

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дают возможность утверждать, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. И хотя государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось именно в Индии.

Древняя Индия была ярким образцом сословно-кастового деления, которое здесь приобрело наиболее законченные формы, приведя к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, при котором труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Таким образом были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

Одно из изданий Артхашастры
На фоне подобной социальной иерархии в индийской цивилизация был создан первый из известных нам учебников менеджмента – обнаруженная в начале ХХ века книга под названием “Артхашастра”, что означает в переводе “наука о государственном устройстве. Согласно индийской традиции, этот текст приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически перерабатывая все то, что было создано древними мыслителями Индии. Современной науке текст Артхашастры стал впервые известен в 1905 г., благодаря выдающемуся индийскому ученому Р. Шамашастри, который начал публиковать переводы на английский язык отдельных фрагментов этого памятника.

В Артхашастре системно излагаются важнейшие принципы и методы управления, рассматриваются должностные инструкции чиновников, на которых возлагалась организация и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий. Подробное описание всего вышеуказанного требовало достаточно большого объема, поэтому текст представляет собой масштабное произведение, состоящее из 15 книг, поделенных на разделы и главы.

Открывается текст изложением правил поведения царя, за которыми следует рассмотрение основных вопросов, связанных с назначением министров, главного советника и тайных агентов. Структура текста, таким образом, отражает социальную иерархию индийского общества, и, соответственно, управленческую цепочку, во главе которой находится царь. Данное обстоятельство является еще одним свидетельством того, что мы имеем дело с работой об управлении.

Второй раздел, представляет собой рассмотрение самых разнообразных вопросов, таких как заселение и устройство различных областей, использование плохо подходящей для обработки земли, строительство крепостей, принципы ведения счетов в учетном ведомстве, составление указов, организация управления копями и мастерскими, установление мер и весов, определение обязанностей главного сборщика налогов, обязанности градоначальника и обязанности многочисленных надзирателей и др.

Принципы государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности и механизмы защиты ее субъектов рассматриваются в третьем разделе – судебном. Он посвящен заключению сделок, в том числе имущественных, финансовых, трудовых, а также соблюдению взаимных обязательств, включая нанимателей и работников.

Тема судебного регулирования продолжается и в четвертый разделе, в рамках которого автор размышляет об устранении препятствий на пути к общественному порядку и рассматривает вопросы уголовного права. Здесь же уделяется внимание мерам по предупреждению стихийных бедствий и оказании помощи пострадавшим со стороны государства.

Применение утонченных средств государственной политики стало содержанием пятой главы, которая освещает порядок сбора налогов и останавливается на возможных вариантах пополнения казны государя, находящегося в затруднительном финансовом положении, то есть в чрезвычайных обстоятельствах.

В шестой разделе перечисляются основы государства, к которым автор относит государя, министров, сельскую местность, укрепленные города, казну, войско и союзников. При этом подчеркивается, что основой благополучия являются мир и труд.

Седьмой раздел и большая часть остальных посвящены, в основном, вопросам внешней политики, мирным и военным способам ее осуществления, проблемам внутренней и внешней безопасности, тайным методам борьбы с противниками.

Даже поверхностный обзор содержания Артхашастры позволяет говорить о том, что данный текст выступал развернутым пособием по организации и руководству национальным хозяйством. Удивительным является тот факт, что при огромном значении религиозности в тот период, что отражалось на содержании самых различных текстов, рассматриваемый памятник древнеиндийской мысли носит ярко выраженный светский характер. Так традиционная основополагающая идея о божественном характере царской власти не находит должного отражения на его страницах, содержание которых призвано решать совершенно другую задачу, а именно дать четкие правила и указания для действий царя в различных ситуациях. Да и образ царя - это не образ наместника Божьего, а скорее хозяина и хранителя государства, который направляет все свои силы на умелое управление ради процветания своего народа В тексте впервые озвучивается мысль о превосходстве ценности для общества над ценностью для личности.

Значении Артхашастры трудно переоценить – это полное и подробное описание всех возможных политических вопросов и методов их решения, что позволяет составить достаточно полную картину состояния управленческой мысли в Древней Индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: