Научные подходы к менеджменту

Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 16 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менедж­мента.

1. Системный подход. Объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внеш­ней средой, обратную связь.

Системный подход строится на следующих принципах:

процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

проблему рассматривают как целое, систему, выявляют послед­ствия и взаимосвязи каждого частного решения;

выявляют и анализируют возможные альтернативные пути дос­тижения цели;

цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

восходят от абстрактного к конкретному;

предполагается единство анализа и синтеза, логического и ис­торического;

выявляют в объекте разнокачественные связи и их взаимодей­ствие.

2.Комплексный подход. Учитываются технические, экологичес­кие, экономические, организационные, социальные, психологи­ческие, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, их взаимосвязь. Если упустить один из аспектов, проблема не будет решена. К сожале­нию, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологич­но не уделяют достаточного внимания, поэтому эти орудия становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации существующих редко учитывают социальные и психологические аспекты.

3.Интеграционный подход. Нацелен на исследование и усиле­ние взаимосвязей:

между отдельными подсистемами и элементами системы ме­неджмента;

стадиями жизненного цикла объекта управления;

уровнями управления по вертикали;

субъектами управления по горизонтали.

Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов уп­равления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвя­зей между компонентами системы. Интеграция отдельных подси­стем и компонентов системы менеджмента обеспечивается углубле­нием и конкретизацией взаимосвязей между ними, количествен­ным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конк­ретные показатели функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.

Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивает формирование единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям маркетинга, науч­но-исследовательских работ, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения на рынке, эксплуатации, утилизации. Согласованность дает возмож­ность обеспечить оперативность управления и рациональность ре­сурсозатрат.

Углубление интеграции по вертикали достигается объединени­ем мелких организаций для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, сложного оборудова­ния hit. д. Кроме того, на базе унифицированных информацион­ных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципаль­ными органами управления и организациями в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. д. Подобная интеграция позволяет ус­корить ввод в действие и улучшить контроль за выполнением но­вых нормативно-правовых актов, внедрение достижений научно-технического прогресса и т. д.

4. Маркетинговый подход. Предусматривает ориентацию управ­ляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач. Приоритеты здесь следующие:

повышение качества объекта в соответствии с нуждами потре­бителей;

экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;

экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, науч­но-технического прогресса, умелого менеджмента.

5. Функциональный подход. Потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлет­ворения. После установления функций создается несколько аль­тернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, в результате иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улуч­шить его структуру, принципы работы и т. д.

6.Динамический подход. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и Co-подчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7.Воспроизводственный подход. Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потреб­ностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементы воспроизводственного подхода следующие:

применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;

трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, жи­вого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла вы­пускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;

пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и ин­фраструктуры региона);

интеграция крупных организаций науки и производства в рам­ках комплексного объединения.

8. Процессный подход. Рассматривает функции управления как
взаимосвязанные.

Процессный подход широко применяется на практике. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Пер­воначальную разработку этой концепции приписывают А. Фай-олю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими про­цессами коммуникации и принятия решений. При этом руковод­ство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятель­ность, предполагающая возможность влияния на подчиненных та­ким образом, чтобы они действовали в направлении достижения целей.

9. Нормативный подход. Устанавливаются нормативы управле­ния по всем важнейшим элементам подсистем менеджмента:

целевой (параметры рынка, показатели качества и ресурсоем­кое™ товара, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирова­ния труда);

обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, вы­полнения целей и задач, эффективности использования различ­ных видов ресурсов в целом по организации). Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обосно­ванности, перспективности во времени и по масштабу примене­ния.

Элементами внешней среды организация не управляет, но она должна иметь соответствующий банк нормативов, строго их со­блюдать (особенно правовые и экологические), принимать учас­тие в развитии системы этих нормативов. Чем больше обоснован­ных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля.

10.Количественный подход. Заключается в переходе от каче­ственных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оце­нок, системы баллов и др. Управлять можно не только словами, но и цифрами.

11.Административный подход. Состоит в регламентации функ­ций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.).

12.Поведенческий подход. Оказывается помощь работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и уп­равлению организацией. Основная цель такого подхода — повы­шение эффективности деятельности организации за счет улучше­ния использования трудовых ресурсов. Правильное применение науки о поведении способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

13.Ситуационный подход. Основан на том, что пригодность раз­личных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и во внешней среде, нет единого способа управления объек­том. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — тот, который более всего соответствует данным условиям, максималь­но адаптирован к ним.

Ситуационный подход — это не набор предписываемых реко­мендаций, а способ мышления. В нем сохранена концепция про­цесса управления, применимая ко всем организациям, однако специфические приемы, используемые руководителями для эф­фективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

14.Предпринимательский подход. Основан на системе взглядов на управление, в основе которой — представление об организации как сообществе предпринимателей, ориентированных на непре­рывный поиск новых возможностей для самоадаптации организа­ции, работающей в условиях нестабильной и неопределенной внешней среды. Предпринимательский подход означает проявле­ние инициативы, самостоятельности, способность взять на себя риск и ответственность при создании чего-то нового, генерацию идей, изыскание возможностей для их осуществления и организа­цию выполнения.

15.Стратегический подход. Это концепция управления, в осно­ве которой лежат разработка и реализация стратегии. Позволяет прогнозировать изменения окружающей среды и подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать воз­можности, избежать или минимизировать влияние внешних угроз. Стратегический подход включает формулирование миссии орга­низации, определение ее целей, проведение стратегического ана­лиза, разработку и реализацию стратегии, стратегический конт­роль.

16.Творческий подход. Базируется на совокупности приемов, характеризующих отношение к управлению как к созидательному процессу. Проявление творческого подхода — это поиск нетради­ционных решений, использование новых методов, разработка собственных оригинальных приемов. Творческий подход предпо­лагает генерацию идей, разработку и оценку альтернатив, умение заимствовать оригинальные идеи из других сфер, чужой опыт ииспользовать их в управлении организацией. Основа творческого подхода — воображение, интуиция, фантазия, гибкость мышле­ния, восприимчивость к новым идеям, умение осмыслить накоп­ленный опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: