double arrow

Главный предмет Священного Писания. Значение Священного Писания Ветхого Завета для христиан

Писание и предание. Предание в Ветхом Завете.

Библейские науки.

По большому счету библейская наука одна – библеистика. В западной литературе можно встретить выражение «библиология». Вообще, это наука о книгах, книговедение, но, иногда прилагается узко по отношению к Библии. Но библеистика подразделяется на три ветви:

1) экзегетика – это наука толкования текста;

2) герменевтика – это наука, касающаяся методологии толкования;

3) исагогика – это наука, изучающая те условия, при которых писалось Священное Писание: жизнь и быт людей, законы, обычаи, политическое устройство, климатические условия, природные условия, почва и так далее.

Писание – это записанное предание. Еще до Закона люди жили по тем нормам, которые потом получили свое отображение в Синайском законодательстве. Этому мы находим отражение в самом Писании. Можно привести пример предания в богослужебном отношении. Каин и Авель совершают жертвоприношение. Возникает вопрос: по какому закону? Закона здесь нет никакого. Можно говорить об их естественном религиозном чувстве.

Одновременно здесь возникает другой вопрос: Авель был скотоводом. Для чего нужно Авелю пасти стада, если первое благословение на употребление мясной пищи дано человеку после потопа? Шкуры человек мог добыть и на охоте, для этого вовсе необязательно обременять себя содержанием стад, а молоко – тоже не растительная пища. Хотелось бы, чтобы студент подошел такому выводу: заповедь о растительной пище дана человеку в саду Едемском. Нельзя исключать того, что послепотопная заповедь дана de facto. Мы не можем говорить о том, как жили люди после изгнания из Рая до потопа. И, соответственно, не надо искать в Библии каких-то истин относительно жизни и быта людей и, соответственно, чтобы не относиться к Библии как к книге по истории человечества. Хотя и этот элемент там тоже присутствует.




О предании в нравственном аспекте. В 38-й главе Книги Бытия есть история Фамари. Необходимо остановиться на одном аспекте. Когда Иуде сообщают о том, что его невестка впала в блуд и беременна от блуда, он повелевает вывести ее за город и сжечь. Эта самая строгая мера применялась в дальнейшем только лишь к соблудившей дочери священника (Лев. 21.9).

Само Синайское законодательство, таким образом, отображает нравственный закон, которым жили еще патриархи.

В учебнике написано, что главный предмет Священного Писания – это спасение человека, и это правильно. Но можно посмотреть глубже. Священное Писание – это есть Божественное Откровение человечеству. Оно повествует нам о Боге. Сам Бог является центром всей Библии. Таким образом, главный предмет Священного Писания – это понятие о Боге. Когда мы произносим слово «Бог», то произносим и все, что связано с этим словом. Это и вечная жизнь, это и спасение, и все остальное. Понятие о спасении автоматически сюда подключается.

Ветхий Завет имеет для нас прообразовательное значение, религиозное значение, назидательное, законодательное значение в нравственном аспекте. Не надо забывать, что Христос пришел не нарушить закон, но исполнить.






Сейчас читают про: