double arrow

Условия для правильного понимания слова Божия

Виды смысла Священного Писания.

Способы истолкования Священного Писания.

Есть два метода толкования.

1. Из самого Священного Писания.

2. Из вспомогательных источников.

К первому методу относятся:

1) прямые толкования одних мест Священного Писания другими;

2) толкования Ветхого Завета Новым. В учебнике отца Владимира Иванова приведет классический пример: ответ Иисуса Христа на вопрос о разводе: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19. 8).

3) сличение паралельных мест;

4) исследование контекста речи;

5) исследование текста на языке оригинала.

Ко второму методу истолкования относятся все сведения по исагогике.

Есть два смысла Священного Писания: буквальный и таинственный.

Буквальный смысл делится на прямой и переносный. Переносный смысл – употребление слов и выражений в переносном смысле. Особенно часто встречается в псалмах. В псалме 33: Џчи гDни на првdныz, и3 ќши є3гw2 въ моли1тву и4хъ. Богу приписываются части человеческого тела: глаза и уши. Продолжая фразу: лицe же гDне на творsщыz ѕл†z. Слово лицe имеет значение противодействия. В данном случае, слово используется в значении гнева. В 15 главе Исхода Богу приписываются руки – значение всемогущества Божия.

Таинственный смысл. Смысл таинственный вовсе не исключает буквальный, а идет параллельно с ним. Одно и то же место можно понимать как в буквальном так и в таинственном смысле. Буквальный смысл присутствует везде. Таинственный смысл можно видеть в отдельных местах Библии. Он делится на 5 категорий.




1. Прообраз. Это таинственное лицо или действие в Ветхом Завете, получающее свое раскрытие в Новом.

2 Притча.. Это раскрытие тайн Царствия Божия на простых житейских примерах.

3. Аполог. Приписывание животным и растениям человеческих свойств. В 9 главе книги Судий есть аполог: растения избирают себе царя. В книге пророка Иезекииля есть аполог о двух орлах.

4. Видение. Откровение, данное человеку воздействием на его органы восприятия.

5. Символ. Это таинственное действие, получающее свое раскрытие в последующей истории. Например, пророк Иеремия разбил глиняный горшок в знак предстоящего разрушения Иерусалима. Много символических действий использовал пророк Иезекииль.

До сих пор речь шла об обычных схоластических приемах в экзегетике. Эта тема касается нашего внутреннего состояния в тот момент когда мы читаем Библию. Сейчас очень многие люди интересуются Библией. Для кого-то это простой сборник легенд, для кого-то это хороший источник по истории древнего Востока, для нас это слово жизни.



В учебнике этот материал дается на основании цитаты из книги Премудрости Соломона: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Но есть цитата, которую мы постоянно слышим за литургией, но которой придаем очень маленькое значение: Бlжeни чтcіи срdцемъ: ћкw тjи бGа ќзрzтъ (Мф. 5. 8). Именно внутренняя чистота позволяет узреть Бога, и соответственно отсюда уже правильно понять Его откровение, данное людям. Внутренняя душевная чистота – это неотъемлемый фактор, необходимый для правильного понимания библейского текста.






Сейчас читают про: