Ст. 7. вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней

Послепотопный завет с Ноем (Глава 9)

Всемирный потоп (гл. 7-8)

(на уровне библейской истории)

Ст. 6:17. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

потоп водный: при чтении этих глав следует иметь в виду, что еврейское слово мабуль обозначает не наводнение, а уничтожающую силу Божию, и вода играет лишь второстепенную роль (см. Быт. 6. 17).

В этом повествовании есть кажущиеся противоречия. В седьмой главе, стихе 12 говорится: «Лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей», а в стихе 24 – «вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Ответ надо искать, видимо, в стихе 11: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», то есть помимо дождя были другие источники поступления воды на землю.

Быт. 8:21 звучит так: Вайарах Гашем эт руах hа нихоах – «благоухание приятное» или по-другому «дух благоволения». Слово нихоах – однокоренное с Ноах. Здесь видна игра слов. Господь как бы обонял запах дел Ноя, его праведности.

Стт. 1-4. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

Завет с Ноем повторяет завет с Адамом и в каком-то смысле даже поднимает человека на более высокую степень достоинства. Перед человеком ставятся те же задачи, что и перед Адамом. Все творение должно трепетать перед ним. Человек получает абсолютную власть над животным миром с правом употреблять животную пищу за исключением употребления крови. Эта норма сохраняется и в христианстве (Деян. 15).

Ст. 5: Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

Но и кровь вашу по душам вашим востребую Я (эдрош) из руки всякого зверя (хая) потребую ее (эдрешену), и из руки человека, и из руки брата востребую (эдрош) душу (нефеш) человека.

Эдрош – требовать свое. Смысл фразы таков: жизнь человека принадлежит Богу, и только Он вправе отнять ее. Бог взыскивает Свое, Ему принадлежащее. В этой фразе можно видеть запрет не только убийства, но и самоубийства. На человека возлагается ответственность за сохранение человеческой жизни, в том числе и своей собственной.

Ст. 6: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

Проливающий кровь человека (шофер дам hа адам) – человеком кровь его прольется (ба адам дамо йишафэх) ибо (ки) в образе Бога (бе целем Элогим) сделан человек (аса эт hа адам). В этом стихе обосновывается правомерность суда над убийцей и в целом установление человеческого гражданского суда. Каждый человек имеет таким образом право на жизнь в том случае, если признает это право за своим ближним.

Эту же фразу можно разделить по-другому, и тогда она приобретает другой оттенок: Шофер дам hа адам ба адам (проливающий кровь человека в человеке) – дамо йишафэх (кровь его прольется). В таком чтении этой фразы виден запрет аборта.

Еврейское у рву ба в синодальном переводе передано словом «умножайтесь». Но частичка ба делает акцент не на количество, а на качество, и эту фразу следует рассматривать как призыв к духовному совершенствованию и точнее перевести «совершенствуйтесь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: