Ст. 9. Енос жил девяносто лет и родил Каинана

Потомки Сифа (Глава 5)

Быт 5:1-2. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

Эта часть повествования начинается словами зе сефер толедот Адам (<`d*a t{d=lw)T r#p@s h#z)(вот книга родословия Адама); слово сефер значит «книга». Обычно родословия начинаются словами зе толедот, эле толедот. Получается, что именно с этого момента начинается в собственном смысле история человека, а все, сказанное раньше – лишь предисловие, вступительная часть.

Бог сотворил (<y!h)l$a) человека (бара a)r=B), по подобию (би дмут tWm+d!B; букв. «в подобии») Божию создал (аса h*c*u) его (Быт. 5. 1). Из первой главы известно, что человек создан бе цальмену ки дмутейну (в образе... как подобие). Видимо, здесь новое осмысление человека как уже познавшего добро и зло, но с той же задачей уподобления Богу (дмут – способность изменять себя) и властвования на земле. Нб7о нб7сE гDеви, зeмлю же дадE сыновHмъ человёчєскимъ (Пс. 113. 24). Бог хозяин Своего мира, человек своего, материального, конечно, влыдычество Божие не отрицается.

Быт 5:3-4. Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Сиф (Шет t@v) – как бы первый сын (бен), от него берет начало человечество (бана). Шет – фундамент. Он является основоположником человечества. Святитель Иоанн Златоуст истолковывает слова «по образу своему» как по образу праведности. Про Каина этого не говорится. «Сынов и дочерей»: Каин, Авель и Сиф далеко не единственные дети Адама.

Енос (Энош) – тяжелобольной человек или человек-насильник. Возможно, для него жизнь – наказание (онеш). От него продолжают рождаться люди (эношим).

Ст. 12-14. Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

Каинан (кейнан) – приобретение себ е – служение мамоне, стяжатель.

Ст. 15-17. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

Малелеил (Махалальэль) – букв. славящий Бога, но в значении мнимой духовность, в профанационном смысле.

Ст. 18-20. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

Иаред (Иеред; ср. Ирад) – спуск, опускание, падение (к духовной пустоте). Процесс падения каинитов: градостроение, цивилизация, мнимая духовность, опускание, народ – толпа без духовного стержня, правители деспоты, физическая сила. Здесь стяжательность лишает человека духовности и в результате происходить духовная деградация. Здесь, видимо, пик падения сифитов, затем виден подъем, хотя он касается (в сравнении с началом шестой главы) лишь отдельных личностей.

Перед тем, как говорить об особых личностях, которым суждено было наследовать землю, следует обратить внимание на то, как падение сифитов перекликается с падением каинитов, хотя и различными путями: у каинитов – через цивилизацию, у сифитов – через мамону.

Ст. 21-24. Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Имя Еноха то же самое, что и у сына Каина, но смысл иной. Ханох – развитие, просвещение. С другой стороны этот человек, отличавшийся просвещенностью, не был чужд веры и духовности, подчеркивается дважды его праведность, он ходил перед Богом. Это не бездуховная цивилизация в земле отчуждения от Бога, а другая. Про него сказано: ходил Енох пред Богом, а буквально с еврейского «с Богом», имел Бога в душе, в сердце, единственный пример, в отличие от Ноя, Авраама и Исаака, которые ходили перед Богом. И эта фраза повторяется дважды, в стихах 22 и 24, что подчеркивает особую праведность этого человека. И не стало его, потому что Бог взял его (ст. 24), встретится эта фраза во времена пророка Илии. Видимо, он достиг такой степени праведности, что был взят (переселен) живым на небо.

Сочетание человеческой учености с глубокой верой и праведной жизнью дает возможность при жизни достичь состояния небожителя.

Ст. 25-27. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.

Не душелах как в потомстве каинитов, Мафусал (Метушелах) – презирающий толпу (митим), гонящий людей от себя. Он символизирует собой самосовершенствование в одиночном сосредоточении, отделенность от народа от толпы. Такие личности, как Енох и Мафусал, по праву называются сынами Божиими (Быт. 6. 2), противопоставляя себя сынам человеческим.

Ст. 28-31. Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь. И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер.

Ламех переводиться так же, как и у каинитов. Очевидно, по логике повествования, что в период жизни Ламеха произошла кульминация растления человечества. Сам он, как видно из 29го стиха, хранил веру в Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: