Устройство ковчега и еврейские меры длины

Предпотопное растление человечества (Глава 6)

Ст. 32. Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета.

Ной позже всех по своему возрасту родил детей. (Ин. Златоуст): На основании повествования шестой главы можно строить гипотезы, например, что он, видя растление человечества и не желая, чтобы под него попали и его дети, решил вообще оставаться безбрачным, не иметь детей, и лишь после откровения от Бога, о котором повествуется в шестой главе, осознав себя родоначальником послепотопного человечества, женится и рождает детей.

Ст. 1-2. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.

Этот раздел повествования начинается со слова вейхи – и было. Это выражение, имеющееся в славянском тексте, отсутствует в русском синодальном переводе. Но во всем Пятокнижии нет ни одного случайного слова. С этих слов обычно начинаются повествования о трагических или особо важных событиях библейской истории, например, о взятии Сары в гарем египетского фараона во время пребывания Авраама в Египте, об изнасиловании Дины в Сихеме; с этих же слов начинаются книги Есфири и пророка Иезекииля. Еще один пример более точного перевода в славянском варианте.

Особый акцент делается на женщинах, рождении дочерей. Можно предполагать, что здесь ведется повествование о каком-то демографическом взрыве, перекосе, и избыток женшин, эти дочери сыграли немаловажную роль в растлении человечества. Книга пророка Исаии, «и будет тот день 7 женщин ухватятся за одного мужчину» (Ис. 4:1), соответствует нашим дням!

Сыны Божии – сифиты, дочери человеческие – каиниты. В чем грех сынов Божиих? По патриархальным обычаям детей женили и выдавали замуж родители. Но в этот период даже те, кто назван сынами Божиими, сами выбирали себе жен, по своему усмотрению и не на основании духовных качеств, а на основании внешних данных.

Ст. 3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

Бог обвиняет человека в плотских устремлениях, а не в том, что Он Сам так создал человека. 120 лет – не ограничение продолжительности жизни человека, а время на покаяние, до потопа.

Преподобный Ефрем Сирин замечает, что первое упоминание о Ное делается в пятисотлетнем возрасте (Быт. 5. 22), а потоп пришел, когда ему было 600 лет, то есть через сто лет. Это можно объяснить нераскаянностью человека, желанием Бога сохранить жизнь людей на земле, предохранив их от окончательного вырождения и сократить страдания праведников. Это один из многих примеров изменяемости воли Божией, показывающий, что пророчество, предсказание – еще не неизбежность и наоборот, пророчество – это, прежде всего, призыв к покаянию. Воля Божия изменяема как в ту так и в другую сторону, зависит от состояния человека. Поэтому не надо чрезмерно увлекаться Апокалипсисом и искать признаков конца света, а надо быть постоянно к нему готовым.

Ст. 4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Исполины – нефишим – люди, обладавшие колоссальной физической силой; сильные – гиборим – богатыри, но в отрицательном смысле.

Ст. 5-6. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

«И увидел Господь» – это антропоморфизм. Йитацев эль либо буквально значит «восскорбел к сердцу его», то есть самого человека, т.е. так или иначе Бог призывал людей к покаянию, трудно сказать каким именно образом. Возможно, Бог посылал к людям пророков.

Ст. 8. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]

Очевидно, вследствие своей праведности.

Ст. 9-10. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима ( <@v), Хама ( <*j) и Иафета ( t#p`y`w ).

показывает три направления праведности (к людям, внутренняя и к Богу) Ноя, противоположные порокам людей:

1) иш цадик – буквально «муж праведности», человек, выдержавший все жизненные испытания. Это праведность по отношению к другим людям;

2) тамим – (рус. непорочный) целостный, целомудренный, владеющий собой – это внутренняя праведность, умеющий обуздывать свои страсти;

3) ходил перед Богом – это праведность по отношению к Богу.

Но «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем». Это понимают двояко, либо как особую праведность Ноя, либо таким образом, что его праведность была наоборот относительной и высоко ценилась именно на фоне всеобщего растления: если бы Ной жил в другие времена, его праведность, возможно, не была бы оценена так высоко, дано мало – мало востребуется, условия растления общества, ставится в заслугу.

Стт. 11, 13. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Злодеяния – хамас – лучше перевести «скверна». Это слово подразумевает (говоря нашими понятиями) не тяжелые уголовные преступления, а нарушения, которые формально не наказываются, но оскверняют человека: хамство, наглость, напыщенность, разврат и тому подобное.

Стт. 14-16. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. 15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. 16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

Трудно однозначно сказать, что за дерево гофер, но известны древнееврейские меры длины, заимствованные из Египта:

1) 1 палец (перст)» 1,8 см;

2) 1 ладонь = 4 пальца» 7,2 см;

3) 1 локоть = 6 ладоней» 42 см;

4) царский локоть = 7 ладоней» 49 см.

Наиболее значимые сооружения, в частности храмовые постройки и принадлежности измерялись царским локтем. Отсюда нетрудно перевести размеры ковчега в метрическую систему: длина – 150 метров, ширина 25 метров, высота 15 метров. Он был прямоугольный, представлял собой ящик колоссальных размеров, устойчив, пригодный для неуправляемого длительного плавания.

«В локоть сведи его вверху». Либо ковчег сужался кверху на один локоть, противоположность кораблю с сужением внизу, либо имел двухскатную крышу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: