Призвание Аврама

Жизненные испытания Аврама

Богоявления Аврааму

История жизни Авраама

Жизнь Аврама легче всего запоминать по восьми богоявлениям.

1. Призвание Аврама.

2. После переселения в Ханаан около Сихема.

3. После разлучения с Лотом.

4. После победы над месопотамскими царями (заключение завета через рассечение животных).

5. У дубравы Мамре. Заключение завета обрезания. Обещание рождения Исаака через год.

6. Там же. Явление в виде трех странников. Обещание, что через год будет Исаак. Откровение о судьбе Содома и Гоморры.

7. В связи с изгнанием Агари.

8. В связи с жертвоприношением Исаака.

1. Переселение в Ханаан.

2. Голод в земле.

3. Происшествие с Сарой в Египте.

4. Разлучение с Лотом.

5. Война и пленение Лота.

6. Положение «несчастного победителя».

7. Обрезание.

8. Происшествие с Саррой в Гераре.

9. Изгнание Измаила.

10. Жертвоприношение Исаака.

Стт. 1-3. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Самое трудное здесь – разобраться в последовательности событий. Судя по последовательности изложения в 31-32 стихах 11-й главы, это призвание было в Харране. Но нам важно помнить, что библейское повествование – не хронологическое, а тематическое. Здесь это имеет принципиальное значение. Надо прибегнуть к методу сличения параллельных мест. Из книги Бытия (15:7): Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение; из книги Неемии (9:7): Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама, из речи апостола первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7. 2-3): Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе; мы узнаем, что Аврам призван именно в Уре Халдейском. К чему в таком случае такая перестановка? Разгадка кроется, видимо, в книге Иисуса Навина (24:2): И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам; из которого следует, что Фарра был идолопоклонником. Бытописатель, таким образом, заканчивает повествование об идолопоклоннике, чтобы потом вести повествование только о жизни праведника. Что же касается Фарры, то он застал Исаака. Это нетрудно посчитать. Фарра родил сыновей в семьдесят лет (Быт. 11. 26), и Аврам был старшим, так что эта дата относится в первую очередь к нему. Умер Фарра в 205 лет (Быт. 11. 32). Соответственно в это время Авраму было 135 лет, а Исааку – 35[1]. Аврам и Нахор женились на племянницах. Цель такого брака – выполнение закона ужичества (Втор. 25. 5-10), восполнение семени рано умершего Арана и сохранение чистоты рода (Быт. 11. 29). Из этого же стиха следует, что у Сары, жены Аврама, было второе имя Иска.

[ по Женевской Библии: Сара была дочерью Фарры, но не являлась сестрой Авраму по матери (20,2). Закон, запрещающий браки между сводными братьями и сестрами, не был известен во времена патриархов (Лев. 18,9; 20,17; Втор. 27,22)].

Призвание Аврама начинается словами лех леха, что буквально обозначает «иди к себе». Твоя страна, народ, родственники, дом, как и все остальное, что тебе дорого и что является для тебя родным – еще не ты. Ты должен раскрыться как личность в другой стране, в которой Я (буквально) «покажу теб я». Там должно раскрыться все твое величие, и путь в Ханаан – это путь к своему я.

возвеличу имя твое: То, к чему строители Вавилона стремились собственными силами, Бог властно дает Своей благодатью (11,4 и ком.). История подтверждает непреложность Божиих обетовании.

Стт. 4-5. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

Еще один пример использования человеком богодарованной свободы, пример преломления человеком Божественной воли. Со стороны Бога дается повеление, а со стороны человека – способ его исполнения. Бог призывает одного Аврама, но он берет с собой жену, племянника и слуг. Если первое еще можно объяснить тем, что муж и жена – одна плоть (Быт. 2. 24), то второе – ничто иное, как выражение благости Аврама, его желание поделиться своим благом с другими людьми, и в первую очередь со своими родственниками. Призвание Аврама – первое серьезное жизненное испытание. Особо следует заметить, что ему, горожанину, в это время было 75 лет, то есть он был престарелым человеком, полностью оформившимся и привыкшим к определенному образу жизни. Теперь, на склоне лет, ему повелевается идти в чужую землю и стать кочевником (бедуином). Другой человек отказался бы, сославшись на возраст. Но не таков Аврам. Слово Божье для него закон.

Стт. 6-7. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему.

Дубрава Море – около Сихема (на севере Палестины в отличие от Мамре на юге у Хеврона). Господь не оставляет праведника без подкрепления веры, являясь ему во второй раз, подтверждая правильность его пути и, укрепляя его веру, повторяет обетования.

Ст. 8. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.

Призвать имя Бога – значит совершить жертвоприношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: