Е богоявление Иакову

Глава 35. 4-е Богоявление Иакову

Глава 34. Происшествие с Диной в Сихеме

Глава 33. Встреча Иакова с Исавом

Глава 32

Глава 31. Уход Иакова от Лавана

Быт 31:1,2. И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.

Обстановка взвинчивалась, враждебность к Иакову увеличивалась.

Быт 31:3. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

Все говорило Иакову: пора уходить, но без прямого повеления Божия он этого не сделал. Это образец праведности.

Быт 31:4,5. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к [стаду] мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;

Быт 31:6-16. вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что [скот] с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей. 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Внимание на ответе жен Иакова – образец верности жены, семейных отношений. Преимущественное отношение к мужу по сравнению с отцом.

Быт 31:19. И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.

Пока примем это к сведению.

Быт 31:21-23. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. 22 На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел. 23 Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.

Рахиль не была чужда суеверий. верила в силу идолов. Галаад – 3 дня между ними, 3 дня по извещении Лавана об уходе Иакова.

Быт 31:24. И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.

Хорошо… Плохого не повелено.

Ограждая неприкосновенность своего избранника, Бог является во сне язычнику Лавану предостеречь его от насилий Иакову, как ранее являл­ся Авимелеху ради Авраама (20:3[34] и сл.).

Факт, что сириец Лаван удостаивается богоявления, указывает на то, что в душе его было доброе расположение.

Быт 31:26-30. И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих?

Здесь несколько моментов: 1) Иакову было бы плохо, если Бог не вступился за него. 2) В полной мере проявляется отрицательная сторона личности Лавана, обвинил в чем только можно: увел дочерей и т.д.

Быт 31:31-32. Иаков отвечал Лавану и сказал: [я] боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих. 32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.

Иаков сам того не зная, объявлял смерть своей любимой жене. Воровство не наказывается смертью по закону, идолопоклонство – да. Далее Лаван не нашел, Иаков высказал тогда все, что о нем думает. Вся речь Иакова – это обличение Лавана.

Быт 31:38. Вот, двадцать лет я [был] у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;

20 лет я был у тебя – 7 лет за Лию, 7 лет за Рахиль и еще 6 – за скот. Впереди основное жизненное испытание. На этом еще не закончились его испытания, предстояла встреча с Исавом, Иаков это прекрасно понимал.

Быт 32:1-2. А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. 2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.

Прежде всего, с этого времени, Бог так или иначе поддерживает Иакова перед предстоящей встречей с Исавом, и морально и духовно. 1) поддержка – это встреча Ангелов Божиих, соотвественно Иаков нарекает это место Маханаим (стан, те здесь был стан человеческий и стан Божий).

Ополчение. Это же древнееврейское слово переводится как «стан» в ст. 7,8. 11. Иаков имеет в виду множество ангелов, которых он видел на небесной лестнице (28,12 и ком.).

Маханаим (<!y`n&j^m): Это имя означает «стан» либо «два стана». Если это форма двойственного числа, то Иаков, возможно, имел в виду и свой стан, и стан Божий, служивший ему небесным щитом и свитой. Подобно тому, как Вефиль был вратами небес (28,17), Маханаим был Божиим станом на земле. Точное местонахождение его неизвестно.

Быт 32:3-5 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, 4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить [о себе] господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.

Каков ответ, посылает вестника, что называет разведать почву, что можно ожидать от Исава, какую реакцию.

господину... раб. Иаков отказывается от своих прав, которые он имеет как избранник Божий (27,29); точно так же в свое время Авраам поступил по отношению к Лоту (гл. 13). С соперничеством покончено; все передано в руки Божий.

дабы приобрести благоволение пред очами твоими. Это уже слова нового Иакова (25,31 и ком.).

Быт 32:6,7. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. 7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.

400 человек так просто с собой не берут, видно что намерения Исава были недобрые. В этой ситуации Иаков предпринимает меры предосторожности, делит людей и скот на 2 стана, в случае наподения на один, другой спасется, потом обращается с молитвой к Богу.

Быт 32:13-20. И ночевал там [Иаков] в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему: 14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, 15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. 16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада. 17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это [стадо] пред тобою? 18 то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами. 19 То же приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; 20 и скажите: вот, и раб твой Иаков за нами. Ибо он сказал [сам в себе]: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня.

Иаков пытается задобрить Исава подарками.

Быт 32:24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;

Еще одно сложное и даже загадочное место. Возвращаясь на родину после многолетнего пребывания у Лавана, на берегу потока Иавока в уединении вознес молитву Богу о спасении от предстоящих опасностей. Здесь ночью Иакову явился некто, боровшийся с ним до зари (24). Видя как бы невозможность побороть Иакова, он повредил бедро патриарха и последний его не хотел отпускать, пока тот не даст ему благословения (25-26). Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя и объясняет значение этого имени (27-28). На вопрос же Иакова о его имени, он ответил, что его не нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (29). Знаменательное событие, совершившееся на берегу потока Иавока, патриарх увековечил именем, которое он дал месту таинственной борьбы (30). Для самого Иакова памятником таинственной борьбы осталась его хромота, а для потомков патриарха событие это увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре (31-32).

По ясному указанию Писания, боролся с Иаковом Сам Бог. На это указывает – во-первых, имя, данное патриарху – Израиль, что означает «богоборец». Далее сам Иаков дает месту таинственной борьбы наименование Пенуэл (слав. «вид Божий»), что значит лицо Божие, указывая этим на то, что он находился в особенном близком общении с Богом и остался жив: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (30). Значение же таинственной борьбы для самого Иакова выясняется словами, «ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Этими словами внушалось Иакову, что беспокойство его напрасно, что боязнь его пред братом не имеет оснований, что Иаков в силах одолеть врага. Таким образом, молитва Иакова, некогда хитростию предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25:29-34; 27:1-40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своею верою, молитвою и упованием на божественное милосердие как бы победил гнев Божий.

Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить гнев Божий на милость. В этом отношении борьба Иакова с Богом, по мнению св. отцов и учителей Церкви, имела таинственное значение, прообразуя великое таинство искупления человечества, предуказывая, что настанет некогда время, когда божественное правосудие преклонится на милость к падшему человеку и человечество примирится с Богом через Христа Спасителя.

При таком общем значении борьба Иакова с Богом и частные обстоятельства, сопровождавшие ее, имели преобразовательное значение. Подобно Иакову, уединившемуся для молитвы, и Христос Спаситель пред Своими страданиями отделился от учеников для молитвы, в которой просил Отца Небесного, да мимо идет от Него чаша страданий. Подобно Иакову, боровшемуся ночью с Богом, Иисус Христос имел молитвенное борение с правосудным гневом Божиим за грехи человечества, которые он подъял на Себя и за которые Он должен был умереть. Но как Иаков мужественно выдерживал борьбу с Богом, так и Христос с мужеством совершил подвиг страдания: во время борьбы бедро Иакова было повреждено, так и Христос после перенесения искупительного подвига имел на теле Своем язвы страданий.

Быт 32:25-26. и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

Следует понимать буквально, о борьбе с Богом как физическим лицом. Божественный борец, конечно, с намерением не одолевает Иакова, чтобы дать борьбе то таинственное значение, которое Господу было благоугодно соединить с нею. Но при этом Господь повреждает сустав бедра патриарха. Это нужно было для уверения Иакова в том, что борьба, вынесенная им, была действительным событием, что все это было не во сне. Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). А в то же время это указывало, что Иаков не должен был превозноситься и приписывать себе победу. Словами «отпусти Меня» Господь выражает ту мысль, что Иаков достаточно укреплен для перенесения предстоящих ему испытании. Но Иаков уже видел в таинственном борце необыкновенного человека и потому просит его благословения. По словам пророка Осии, благочестивый патриарх плакал и умолял Господа об этом благословении (12:4).

27-28. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Благословляя Иакова, Господь дает ему новое имя «Израиль», т.е. Богоборец. О изменении имени: в большинстве справочников перевод имени Израиль (l@a*r=c!y) есть «богоборец». В принципе можно так перевести. Если «й» остается не у дел, то Сара – это борьба за что-то, а не с чем-то. Скорее борьба за Бога, а не с Богом. Возможное чтение йашар-эль, что значит праведник Божий. Еще один вариант: йашар-ра-эль (праведник видящий Бога). В церковно-славянских богослужебных книгах используется выражение «он зряй Бога»

Это имя должно было указывать на ту борьбу, которую патриарх вынес. Вместе с тем, оно должно было подкреплять его в последующей деятельности, в духовно-нравственной борьбе с искушениями. Господь давал понять, что при божественном снисхождении человеку даются неограниченные благодатные силы для спасения.

29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. 32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Иакова.

Вопрос Иакова об имени таинственного борца нельзя понимать в том смысле, что патриарх совершенно не представлял, с кем он имеет дело: ниже (ст.30) сам Иаков называет таинственного борца Богом и месту борьбы дает наименование Пенуэл – Лицо Божие. Слова патриарха, выражая прежде всего желание, чтобы Господь полнее явил ему Себя и Свое божеское существо, в то же время заключали в себе просьбу, чтобы Господь обстоятельнее раскрыл ему великую тайну Своего милостивого отношения к грешному человечеству в деле искупления. Но так как для человека вообще невозможно совершенное познание божественной сущности, а тайна искупления для ветхозаветного человека была открыта под образами, то Господь не дает ответа на пытливый вопрос Иакова. Своими словами: «на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно)» (21:1). Господь внушает Иакову, что желание его не может быть удовлетворено, что он уже достаточно укреплен для встречи с братом и потому должен довольствоваться тем, что открыто ему, не проникая в то, что человеку знать еще невозможно.

О самом благословении, которое Господь преподал Иакову, в Писании выражается неопределенно «и благословил его таи». Несомненно, что это было то благословение, которое Господь неоднократно изрекал Аврааму, Исааку и самому Иакову – благословение, которое вместе с материальными благами давало патриарху великие духовные блага.

Быт 33:1-3. Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. 2 И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. 3 А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

Стратегический ход Иакова. Самых дорогих себе людей он ставит дальше всех, менее ближе, на случай нападения Исава.

Земные поклоны — обычный способ приветствия высших на древнем и новом Востоке. Падая ниц перед Исавом 7 раз (число полноты, совершенства и проч.), Иаков выражает этим отсутствие в нем горделивых замыслов — господствовать над старшим братом и как бы раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения.

Быт 33:4. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали.

Иакову удалось растрогать Исава, встреча прошла мирно. После расставания братьев Исав вернулся домой, и Иаков поселился в Сакхофре, около Сихема.

Быт 33:20. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.

В благодарность за благополучное возвращение в Землю Обетованную.

Почему поступок Симеона и Левия надо рассматривать отрицательно? С точки зрения востока это должно выглядеть положительно, заступились за сестру. Но Синайское законодательство отражает патриархальную нравственность, поступки патриархов можно и нужно измерять законом. Синайское законодательство не предусматривает смертной казни за изнасилование незамужней девушки. Этот поступок только накладывает на него обязанность жениться на этой девушке, и, что самое страшное, без права развода. Причем Сихем хотел исполнить этот закон, он хотел женится на ней, он ее действительно полюбил (по природе исполняют закон). Но был коварно умерщвлен Симеоном и Левием.

от переселения в Вефиль до смерти Исаака.

Быт 35:1. Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.

Опять Иаков был в опасности, местные жители могли отомстить ему и отомстили бы ему, но переселяется в Вефиль только по повелению Божию (4е богоявление).

1) лестница,

2) домой от Лавана,

3) борьба с Богом.

Быт 35:2-4. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. 4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.

До поры до времени терпел идолов в своем доме, но теперь надо было очистить свой дом от них,

Пророческое благословение Иаковым своих сыновей (Быт 49)

Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль (ср. 28), он (как после Моисей от народа — перед Синайским законодательством, Исх. 19:10,14[35]) требует от всех членов семьи своей полного очищения — отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесе­но в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освя­щению (ср. Исх. 19:10,15[36]; 2 Цар. 12:20[37]). Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути.

Быт 35:9-15. И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, 10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. 11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; 12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. 13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему. 14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; 15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль.

5-е богоявление в Вефиле.

С тем же именем как являлся Бог Аврааму (5-е явление). Я Бог Всемогущий.

И как Аврааму при возвещении ему рождения сына (17:1[38]) Бог открывается с обозначением в тексте еврейском словами Ел-Шаддай, что значит «Бог всемогущий», так же открывается теперь Иакову (11 ст.) при повторении обетования о происхождении от него множества народов; повторяется (12) и обетование о даровании потомству Авраама и Иакова земли Ханаанской. Умирая, Иаков воспоминал (48:3[39]) вефильское событие, как высший момент жизни своей. Действительно, оно, благодаря указанному отношению к истории Авраама (17:1 и др.), к видению Иакова на пути в Месопотамию (28:12 и д.) и к таинственному богоборению Иакова в Пенуеле (32:27 и д.), связует в одно целое всю предшествующую патриархальную историю, представляя ее единой историей спасения, планомер­но развивающеюся под непрестанным воздействием Божиим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: