Рождение Вениамина. Смерть Рахили

Рахиль родила, умерла и погребена близ Вифлеема.

Быт 35:16. И отправились из Вефиля. (И рас­кинул он шатер свой за башнею Гадер.) И когда еще оставалось некоторое рас­стояние земли до Ефрафы, Рахиль ро­дила, и роды ее были трудны.

Укрепленный видением и обетованием, счастливый сознанием исполненного долга, Иаков направляется из Вефиля к югу, в Хеврон, через позднейший Вифлеем. Но здесь он должен был опытно познать, что полного счастья на земле ему не суждено: любимая жена его, Рахиль, рождает ему второго сына, и вслед за тем умирает. Добавление (ст. 16) LXX (слав.-рус.): «Иаков раскинул шатер свой за башней Гадер» взято, вероятно, из стиха 21.

Смысл еврейского термина kibrat-haarez не­известен был уже древним переводчикам: LXX лишь написали еврейское слово kibrat греч. буквами: χαβραθά; в 48:7,[40] то же слово LXX передают с толкованием: κατά τόν ίππόδρομον χαβραθά, разумея под последним словом расстояние, пробегаемое лошадью, может быть, в 1 час.

Мидраш видит в данном выражении определение времени: отожествляя терм. kibrath со словом kebarah, решето, Мидраш передает: «в весеннее время, когда земля бывает вспахана плугами как решето» (Bereschr. r. Par. 82, s. 402) совершенно неудобоприемлемое понимание, разделяемое, од­нако, Вульгатою («vemo tempore»). В новое время большею частью принимают оз­наченное выражение, как обозначение расстояния, равного приблизительно фран­цузской миле (м. Филарет и др.) или версте (Мандельштам), что подтверждается равным этой величине расстоянием теперь указываемой гробницы Рахили от Виф­леема. Имена «Вифлеема» (с евр. «дом хлеба») и «Евфрафа» («плодоносная») сино­нимичны по значению; последнее было древнейшим, а первое позднейшим (как и уз-Вефиль); употреблялись и совместно (ст. 19; 48:7; Мих. 5:2[41]).

17. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бой­ся, ибо и это тебе сын.

Роды Рахили (в противоположность большинству еврейских женщин, Исх. 1:19[42]) были трудны, — может быть вследствие немолодого уже возраста ее и боль­шого промежутка времени от рождения Иосифа. Но повивальная бабка пытается утешить ее, напоминая страстное желание ее (30:24[43]) иметь второго сына и воз­вещая ей, что рождается у нее именно сын (по Мидрашу, с каждым сыном Иакова рождалась вместе и сестра, а с Вениамином — 2 сестры).

18. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином,

Умирающая мать говорит, что сын этот — дитя скорби (смертельной) своей мате­ри, Бенони (y!nw)a-n#B). Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое, Беньамин (/y!m`y+n!b) — «сын десницы» (Vulg.: filius dextrae), т.е., может быть, счастья (каково значение и имен: «Гад», «Асир») или «силы» (евр. аvеn, скорбь, может иметь форму оn, которое означает силу, 49:3), или «сын юга» (рожденный на юге, тогда как все остальные сыновья родились на севере).

Быт 35:19. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. 20. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня.

Погребена была Рахиль близ Евфрафы — Вифлеема (LXX: путь ипподрома — в указанном значении), где и теперь показывается ее гробница, Kubbet-Rahil, имеющая, впрочем, вид чисто мусульманского саркофага. В 1 Цар. 10:2[44] гробница Рахили указывается на границе Вениаминовой, т.е. значительно севернее, равно и в Иер. 31:15[45] (о плаче Рахили над пленными евреями, слышном в Раме) предполагается близость этой гробницы к Раме в колене Вениаминовом. Возможно, что поставленный Иаковом надгробный памятник, сохранявшийся до вре­мен Моисея («до сего дня»), дал возможность евреям, по вступлении в Ханаан, отыскать прах Рахили и перенести его (как переносились кости Иакова и Иосифа) в удел последнего сына Рахили — Вениамина.

Быт 35:22. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. Сынов же у Иакова было двенадцать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: