МЕТОДЫ ЭТАЛОННЫХ, БАЛЛЬНЫХ
Эти методы известны сравнительно недавно, хотя истоки их находятся в классификациях, используемых с древних времен.
Эталон (франц. etalon) — образец, идеальный или установленный тип, точно рассчитанная мера, принятая в качестве образца.
Эталоном также называют средства измерений или их комплексы, обеспечивающие воспроизведение и хранение узаконенных единиц физических величин, а также передачу их размера другими средствами измерений.
Без эталона невозможно получить сопоставимости результатов измерений, выполняемых с помощью различных приборов, в различных местах и в разное время. Эталоны — основа стандартизации и управления качеством. В некоторых странах к эталонам относят образцовые средства измерения.
Попросту говоря, эталон - это значение или показатель, к которому следует стремиться.
Для поиска таких показателей в начале 80-х годов прошлого столетия был разработан бенчмаркинг4, в отличие от метода оценки качества с помощью эталонных значений, где в интегральном виде представлено векторное разрешение задачи:
|
|
И, чтобы определить меру близости между ними, нужен алгоритм расчета, иначе задача будет иметь многовариантные решения, пока нет алгоритма расчета меры близости между фактическими и эталонными значениями.
Метод бенчмаркинга в качестве ориентиров выбирает конкурентов, которые признаны лучшими в классе или разряде, т.е. в нашем сегменте рынка. Это - эталоны для нас. При этом сравнивать можно не только показатели, но и стратегии, и технологии, и определенные породы. Сама процедура бенчмаркинга представляет собой своего рода технологию с использованием показателей, полученных в процессе измерения.
«Измерение можно определить как приписывание чисел вещам… Измерение играет ключевую роль в процессе добывания фактов для принятия решений».
Теория и метрология измерений заставили признать физические измерения слишком недостаточными, не охватывающим психологические характеристики самого человека, его отношений к быстро меняющейся действительности, его мнения. Для этого служит рейтинг. Например, при содействии Статистического агентства в сфере высшего образования (HESA) ежегодно составляется рейтинг высших учебных заведений, с которым можно ознакомиться в электронном приложении к газете Education Guardian. W. UK.
Рейтинг, представляющий самую исчерпывающую информацию о 150 университетах и колледжах страны, стал одним из самых популярных интерактивных справочников подобного рода. В нем используются данные отчетов инспекторов Агентства по контролю качества преподавания, составляемых по результатам проверок факультетов, а также сводок HESA и организаций, финансирующих вузы.
|
|
Ниже приводятся данные рейтинговой оценки за 2003 год по университетам Великобритании (табл. 13).
Таблица 13
Рейтинговая оценка качества обучения в Великобритании за 2003 год3
Общий балл в таблице качества обучения определяется с учетом таких параметров, как:
- уровень преподавания;
- соотношение числа студентов к числу преподавателей;
- перспективы трудоустройства выпускников;
- стоимость обучения одного студента (для вуза);
- соотношение уровня знаний студентов при поступлении и завершении учебы.
Отдельные рейтинги составляются по основным специальностям и профилям обучения.
Анализ результатов исследования показал, что уже несколько лет подряд по качеству обучения лидирует Кембридж, обгоняя Оксфордский университет.
Центром высшего образования по-прежнему остается Лондон, где расположены 5 вузов из 10, попавших в первую десятку.
По качеству бизнес-образования лучшими признаны университеты Сюррея, Уорика и Лондона (City University); экономического и юридического - Оксфорд, Кембридж и лондонская Высшая школа экономики; журналистского университета Вестминстера, Бирмингема и Лидса.
В России пока такие исследования не проводятся и данные рейтинговых оценок состояния и развития высшего образования в стране не публикуются, хотя спрос на подобную информацию был бы колоссальным. Это заменило бы справочники типа «Куда пойти учиться» и помогло бы в решении проблемы реформирования высшей школы на государственном уровне в рамках проводимой в стране административной реформы.
Рейтинги весьма популярны в сфере бизнеса и экономики. В частности, благодаря различным международным рейтингам, компания Ernst & Voung (E&V) в рамках своего исследования «Инвестиции в Европе» опубликовала рейтинг инвестиционной привлекательности разных стран, в котором Россия заняла 8ое место, поделив его с Францией. Для определения этого показателя было опрошено 513 топ-менеджеров европейских компаний, которым предложили назвать три страны, привлекательные для их проектов. Россию назвали лучшей 8% опрошенных, а 9% планируют новые проекты в России. Более высокий рейтинг по этому показателю только в Германии (11%).
Это — рейтинги ожиданий. Они не имеют прямой связи с вложением реальных денежных средств. Мировое снижение объемов прямых инвестиций с $ 1,4 трилл. до $ 653 млрд. за три года (2000-2003 гг.) диктует при проведении рейтинговых оценок включить и эту составляющую.
Еще один рейтинг - рейтинг корпоративного управления, созданный российским институтом директоров (РИД) и агентством «Эксперт РА». Они подготовили свою версию качества корпоративного управления. Из 150 компаний, получивших рейтинг, лучшим был назван «Цен-тртелеком», худшим Сегежский ЦБК.
Рейтинг «РИД - Эксперт РА» оценивает компании по четырем группам показателей:
- права акционеров;
- прозрачность информации;
- деятельность органов управления и контроля;
- соблюдение интересов иных заинтересованных сторон;
- социальная ответственность.
При его составлении используются данные анкет, заполненных компаниями, и публичная информация. Каждый участник рейтинга попадет в один из четырех классов - A, B, C, D.
Методу рейтинговых оценок особенно привержен рынок автомобилей и сопутствующих ему товаров и услуг.
В основу рейтингов, влияющих на имидж марок и моделей автомобилей, эксперты ставят надежность, качество и местные условия эксплуатации. Например, в рейтинге британского журнала для потребителей «Which?» первые строчки занимают японские машины (см. табл. 14).
В Росси пока остается главным метод соотношения цены и качества.
|
|
Разработанный и недавно внедренный стандарт ИСО/ТУ 16949:2002 «Система менеджмента качества в автомобилестроении» отражает тенденции развития современной автомобильной промышленности и предполагает наличие у предприятия-изготовителя автокомпонентов системы.
Большинство производителей автомобильных шин указывают на шинах индекс нагрузки (число) и индекс скорости (букву), что позволяет определять режим эксплуатации. Например, с «буквой» нельзя эксплуатировать шину выше 100 км/час; с P-выше 150; с Q-160, с R-170,
На этих примерах показано, что одних только рейтинговых, как и балльных оценок недостаточно для управления качеством образования; необходим ещё критериальный отбор и возможность принимать самостоятельные решения при подборе методов, методик и правил.
3.5. Цифровые методы анализа в управлении качеством
Помимо методов менеджмента в управлении качеством широко применяются цифровые методы, которые условно можно разделить на четыре большие группы по принципу достаточности и самодостаточности сведений и данных, а также уровня абстракции в объекте управления. К ним относятся:
- математические;
- экономико-математические;
- математико-статистические;
- технико-экономические.
Особым образом в управлении качеством проявляют себя графические методы изображения действительности, которыми обильно снабжены все учебники и учебные пособия в силу наглядности и универсальности применения этих методов. Графические методы исследовательскими никак не назовешь. Они, скорее, отображают итоги замеров и исследований, а по своей природе являются геометрическими, близко примыкающими к первой группе, т.е. к группе математических методов.
Математические системы-аксиомы, основанные на вероятностных расчетах, могут быть представлены в следующем виде (табл. 18):
Таблица 18 - Математические методы в управлении качеством
Первый вариант расчета на основе классификаций математических методов отделяет от второго период более чем в 20 лет: аксиому 1.1. в упрощенном виде сформулировал в 1954 году Ренье А., а 1.2. открыл Рейхенбах Х. в 1932 году; в начале III тысячелетия н.э. (2004 году) эти формулы применяются на практике в методе «6 сигм»1. Заметим, что Ренье А. и Рейхенбах Х использовали теорию Колмогорова (σ - Additivitдt), которую теперь с успехом применяет современный мир. Так, например, компания Generel Electric сообщила, что в 1999 году за счет применения концепции «Шесть сигм» она получила дополнительный доход, превышающий $2 млрд., заметно повысив качество выпускаемой продукции и снизив ее себестоимость2. Исследователи предупреждают, что «метод шесть сигм» требует знания математических аксиом хотя бы такого типа (табл. 19):
|
|
Таблица 19 - Системы-аксиомы алгебраического типа
Семь ступеней алгебраических уравнений аддитивно-мультипликативных аксиом, приведенных в табл. 12: ориентируют на шесть ступеней качества (табл. 20)
Таблица 20 - Уровень сигм и качество
Если работать на уровне качества в 99,9997%, т.е. 6Σ, то дефекты во многих продуктах и процессах будут полностью отсутствовать, а на 7-ой ступени (см. табл. 20) можно говорить о бездефектном изготовлении продукции или о стопроцентном высококачественном изготовлении продуктов и услуг. Мечта всякого общества!!!
Математико-статистические методы в управлении качеством известные в науке как просто статистические методы4, в отличие от математических методов, ориентированы на вероятностный подход, нацелены на выборочный контроль. «Соответствие показателей качества продукции установленным требованиям (стандартам, техническим условиям и другой документации) определяется путем проведения контроля. В зависимости от охвата проверяемой продукции различают сплошной и выборочный контроль. При сплошном контроле о качестве продукции судят по результатам проверки всех изделий. Однако такой контроль часто не применим из экономических соображений… Кроме того, в ряде случаев испытания приводят к полной или
частичной потере изделиями качества (испытания на надежность, срок службы). В этих случаях применяют статистический (выборочный) контроль…». Как видно, известный ученый, д.э.н., профессор, зав. кафедрой математической статистики МЭСИ, В.С. Мхитарян, написавший в начале 80-х годов XX в. аргументированную работу по управлению качеством с применениями статистических методов, которую можно назвать одной из первых по этой проблеме, проводит аналогию между статистическим и выборочным контролем. «В математической статистике в зависимости от задачи статистику рассматривают либо как случайную величину, либо как число (конкретную реализацию случайной величины). Возникает вопрос, - каким требованиям должны отвечать точечные оценки»…. эти требования:
• несмещенность;
• состоятельность и
• эффективность.
Оценку называют несмещенной, если при любом объеме выборки «n» ее математическое ожидание (МО) равно оцениваемому параметру (Q). Смещением оценки будет разность этих величин. Она характеризует погрешность, зависящую от объема выборки.
Опять-таки, выходим на сигму (дисперсию), которая связана с еще одним важным свойством — эффективностью, конечно, не в том понимании, которое присуще экономике. «Требование эффективности оценки основано на логическом правиле, заключающемся в том, что если имеется несколько несмещенных оценок параметра, то предпочтение отдается той из них, которая подвержена меньшим случайным колебаниям».
В экономике и статистике предприятий/отраслей принято считать требованием эффективности снижение затрат на каждую единицу полученного эффекта. Соотношение эффекта и затрат служит основой для построения формул показателей эффективности. К показателям эффекта относят продукцию, прибыль и экономию времени; к показателям затрат - трудовые, материальные и финансовые. Такие показатели могут быть прямыми и обратными величинами. Например, соотношение объема продукции и затрат рабочего времени на ее изготовление характеризует среднюю выработку и является прямой характеристикой величины производительности труда. Соотношение затрат рабочего времени и объема продукции есть трудоемкость, которая является обратной величиной показателя выработки и характеризует эффект снижением затрат времени на единицу продукции, так что в целом это приводит к экономии времени. Классики считали производительность «степенью эффективности» труда.
На Западе считают эффективными только те производства, которое не имеют потерь и непроизводительных затрат, что непосредственно связано с качеством, ибо затраты на доработку, доделки, гарантийные работы резко снижают экономическую эффективность. Система предоплат в определенной мере может подстраховать ситуацию, хотя вовсе избавить от потерь вряд ли способна. Концепция «шесть сигм» доказывает это. «Многие бизнес-процессы находились на уровне одной, двух и трех сигм - особенно в сфере администрирования и предоставления нематериальных услуг. Это означает, что на миллион возможностей возникает от 66 000 до 700 000 ошибок!!! Действительно, для людей бывает настоящим ударом увидеть, насколько неэффективны их процессы и некачественны продукты…».
Необходимость разделения понятий математической статистики и социально-экономической статистики очевидна хотя бы на примере эффективности.
Другим примером может служить план. «Под планом статистического контроля будем понимать систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки и условия, при которых партию следует принять, забраковать или продолжить контроль».
Математическая статистика различает следующие виды планов статистического контроля партии продукции, по альтернативному признаку:
• одноступенчатые планы;
• двухступенчатые планы;
• многоступенчатые планы;
• последовательные планы контроля.
При этом возникает задача выбора плана, цель которого — сделать ошибки маловероятными. Ошибки бывают двух родов.
Ошибки первого рода проявляются в том случае, когда годная партия продукции будет забракована по данным случайной выборки, а с другой стороны, партия продукции низкого качества будет ошибочно принята как качественная вследствие «засоренности» партии дефектными изделиями. Это - ошибки второго рода.
Задача контроля плана сводится к статистической проверке гипотезы о доле дефектных изделий в партии всех изделий.
Основным показателем плана статистического контроля является оперативная характеристика, т.е. функция Р(g), равная вероятности принять партию продукции с долей дефектных
изделий.
Стандарты на статистический приемочный контроль — это инструменты технико-экономического обоснования; они позволяют сравнивать уровни качества продукции партий однородной продукции по предприятиям и в динамике (по времени).
Требования к подобным стандартам следующие:
1) большое число планов с оперативно-техническими характеристиками продукта;
2) указание типов планов (одноступенчатые, двухступенчатые, последовательного контроля и т.д.);
3) система правил, указывающая на использование конкретного плана приемочного контроля качества готовой продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов из множества планов, имеющихся в стандарте статистического приемочного контроля.
Основные элементы стандартов по приемочному контролю предполагают наличие:
1) таблиц планов выборочного контроля при хорошо отлаженном технологическом процессе и нормальном ходе производства;1
2) правил и регламентов выбора планов с учетом особенностей производства и контроля за ним;
3) правил перехода с нормального контроля на усиленный и наоборот с нормального на облегченный (упрощенный);
4) метод вычисления показателей качества контролируемых параметров процессов и изделий.
При упразднении стандартов и замене их техническими регламентами понятие приемлемого уровня качества (ПРУК) девальвировано.
Во многих странах применялся американский стандарт МИЛ-СТД 15,391; аналогичный ему отечественный стандарт ГОСТ 18242-72 упразднен, как и многие другие стандарты в связи с упразднением самой организации «Госстандарт СССР».
По той же причине стандарт по статистическому регулированию ГОСТ 15893-77, устанавливавшим правила статистического регулирования технологических процессов крупносерийного и массового производства, заменен техническим регламентом; другая причина отмены
Третьей причиной упразднения стандартов качества являются затраты на качество, которые бывают слишком высокими для производства. «Система экономических планов», стремящаяся увязать интересы поставщика и потребителя в части затрат на оплату труда персонала, контролеров ОТК, содержание и обслуживание лабораторий, стоимости контрольно-измерительного высокоточного оборудования, приборов и устройств, стоимости контрольных операций и математического обеспечения их проведения, затраты, связанные с использованием современных JT - все это утяжеляет экономическую нагрузку на продукцию и услуги. Задача сводится не только к поиску плана контроля, минимализирующего средние расходы. Она еще состоит и в том, чтобы определить ущерб от неоправданной браковки годных изделий, которые могут попасть в группу брака.
Математико-статистические методы позволяют определить не только ущерб от брака, но и стоимость контроля одного изделия, а также средний относительный уровень расходов.
Расходы на качество увеличиваются на оплату труда исследователей, научные разработки, консультантов по применению математико-статистических методов в изучении качества.
Математико-статистические методы исследования в изучении сортности также не похожи на экономико-статистические, как и все остальное.
Студенту трудно, а порой и невозможно бывает разобраться в тонкостях профессиональной специфики и традициях математиков, экономистов, статистиков, менеджеров, занимающихся проблемой качества. Поэтому позволительно сказать об этом предмете подробнее.
Массовый приток математиков в экономику произошел в России в начале 70-х годов XX в. Образование ЦЭМИ (Центральный экономико-математический институт), ряда лабораторий
при крупных учебных и научных центрах, в т.ч. при МГУ и МЭСИ, создание кафедр экономической кибернетики, прикладной математики, математической статистики привело к тому, что развитие многих исследований в области экономической и прикладной статистики в условиях централизованного планирования и учета имело свой отдельный путь от математического эксперимента в той же самой среде. Здесь не было конфликта интересов, как, например, у статистиков-экономистов и бухгалтеров, но была определенная уклончивость, образовавшая два пути, -путь математико-статистических разработок и экономико-статистических исследований.
Математико-статистический подход использует традиции, возникшие еще в доисторические времена, а экономико-статистические традиции находятся всегда в плоскости социально-политических интересов.
Покажем это на примере сортности. Математики приписывают качество выпускаемой продукции станкам, оборудованию и в соответствии в этим делают выборку по станкам, выпускающим продукцию, а экономисты, следуя учению о производительности только живого труда, - по сплошному наблюдению за качеством выпускаемой продукции, по сортам. Причем, долгое время существовала отчетность 1-П «Сортность» и 1-П «Качество». Периодическая статистическая отчетность этих форм отражала состояние качества продукции в отраслях легкой и пищевой промышленности, где продукцию классифицировали по сортам следующим образом:
• экстра сорт;
• высший сорт;
• первый сорт;
• второй сорт;
• третий сорт (приравнивался к браку).
Брак вообще не считали продукцией и его в отчетность и в расчеты не включали, разве только в затратах на продукцию.