Переход к рыночной экономике потребовал новых форм и методов работы с поставщиками сырья и материальных ресурсов, решения новых стратегических и тактических задач, относящихся к организации снабжения предприятий промышленности сырьем и материальными ресурсами.
Появились новые для предприятий методы организации и управления материальными потоками, названные логистическими, которые интегрируют процессы организации, планирования и управления всеми материальными ресурсами на фирме в единую систему для обеспечения максимальной эффективности работы фирмы (предприятия) в условиях рынка.
Логистические системы делят на макро и микро логистические. Макро логистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей. Микро логистические системы создаются на уровне предприятия, организаций, фирм и являются подсистемами макро логистических систем. При этом критерий оптимизации у макро и микро логистических систем различны. Для фирмы в качестве критериев оптимизации её функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макро логистических системах критериями являются экологические, социальные, военные цели, также используется критерий минимальных издержек.
В зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем (рисунок 38):
1 Система с прямыми связями
2 Эшелонированная система
3 Гибкие логистические системы
Рисунок 38 – Виды логистических систем
Управление материальными потоками на отдельных этапах прохождения имеет определённую специфику, в соответствии с которой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, сбытовую, транспортную и информационную.
В процессе обеспечения фирмы сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики: изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение.
В процессе управления материальным потоком внутри фирмы решаются задачи производственной логистики, сфера которой тесно соприкасается с закупками материалов и распределением готовой продукции.
При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи сбытовой логистики. Это относится как к производственным, так и к торгово-посредническим фирмам. На этом этапе решаются вопросы обеспечения определенного уровня сервисного обслуживания.
При транспортировке товаров решаются задачи транспортной логистики которые зависят от расположения места отправления и назначения грузов, расстояния транспортировки, рода и ценности груза.
В информационной логистике основным объектом исследования являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая техника, информационные технологии, а также возможность организации электронного документооборота при перемещении материального потока.
Основной целью оптимального управления движением материального потока является повышение конкурентоспособности фирм за счет: снижения расходов по продвижению грузов, оптимизации запасов на всем пути следования, сокращения времени прохождения товаров от производителя до потребителя, повышения качества сервисного обслуживания потребителя.