Обучение персонала. IV этап. По истечении испытательного срока

IV этап. По истечении испытательного срока

III этап. За первую рабочую неделю нового работника

Специалист службы персонала обязан:

Ознакомить с основными процедурами и политикой в отношении персонала (возможности карьерного роста).

Проанализировать компетенцию и разработать индивидуальную программу перспективной подготовки.

Куратор обязан:

Ознакомить с подробной историей компании, ее миссией, стратегией и целями, политикой в области работы с партнерами и потребителями, стадиями доведения продукции до потребителя.

Ознакомить со списком документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.

Объяснить, как действует административно-хозяйственная система организации, существующие правила и процедуры (например, заказ автотранспорта, канцтоваров и пр.).

Познакомить с теми сотрудниками, с которыми будет сотрудничать новый работник.

Ознакомить с содержанием работы, требованиями и стандартами выполнения работы, пределами полномочий, ответственностью.

Ознакомить со специальными процедурами.

Ознакомить с системой отчетности.

Специалист службы персонала обязан:

Дать новому сотруднику заполнить оценочный лист.

Проанализировать заполненный оценочный лист до обсуждения.

Провести обсуждение и сделать акцент на ожидаемой от сотрудника обратной связи (узнать его мнение о фирме в целом, о способах ведения бизнеса, предложения об улучшениях и пр.).

Непосредственный руководитель обязан:

Сообщить работнику об окончании испытательного срока и назначить дату обсуждения результатов его работы в этот период. Провести обсуждение и сделать акцент на ожидаемой от сотрудника обратной связи (узнать его мнение о фирме в целом, о способах ведения бизнеса, предложения об улучшениях и пр.).

Тема 4. Развитие персонала

Обучение персонала — основной путь получения профессиональ­ного образования. Это целенаправленно организованный, плано­мерно и систематически осуществляемый процесс овладения зна­ниями, умениями, навыками и способами общения под руковод­ством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.[35]

Применяются три вида обучения персонала:

- подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифици­рованных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения;

- повышение квалификации кадров - обу­чение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, на­выков и способов общения в связи с ростом требований к про­фессии или повышением в должности;

- переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, на­выков и способов общения в связи с овладением новой профес­сией или изменившимися требованиями к содержанию и резуль­татам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

1. Концепция специализированного обученияориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точ­ки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обученияявляется эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроиз­водственную и внепроизводственную мобильность работника. Од­нако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет воз­можность выбора и поэтому менее привязан к соответствующе­му рабочему месту.

3.Концепция обучения, ориентированного на личность,имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Целенаправленное обучение квалифицированных кад­ров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения (табл.1).

Таблица 1

Характеристика видов обучения кадров[36]

Вид обучения Характеристика вида обучения
1. Профессиональная подготовка кадров 1.1. Профессиональная начальная подготовка 1.2. Профессиональная специализированная подготовка Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обуча­ется учащаяся молодежь) Развитие знаний, умений, навыков и способов обще­ния как фундамента для дальнейшей профессиональ­ной подготовки (например, подготовка бакалавров) Предназначена для получения специфической про­фессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалифи­кации) 2.1. Совершенствова­ние профессиональных знаний и способностей 2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубле­ние. Обучаются специалисты (горизонтальная мобиль­ность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мо­бильность)
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) Получение знаний, умений, навыков и овладение спо­собами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве ра­ботники или безработные, имеющие практический опыт)

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабо­чегоместа (внутрипроизводственное и внепроизводственное обу­чение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной сто­роны, доходы (повышение квалификации приводит к росту эко­номических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка свя­зана со значительными изменяющимися расходами, внутрипро­изводственная — со значительными, но фиксированными рас­ходами, поскольку в сфере обучения занято определенное коли­чество человек и имеется соответствующая инфраструктура.

Обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения со­ставляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводствен­ное обучение квалифицированных кадров проводится, как пра­вило, опытными преподавателями, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

Ведущую роль в организации обучения квалифицированных кадров играют кадровые службы. Программы повышения квалификации кадров предусматривают создание систем профессиональной подготовки, повыше­ния квалификации и переподготовки кадров; разрабатывается организационная, нормативная и методическая документации для центров профессиональной подготовки, учебно-методические пособия и учебные про­граммы повышения квалификации, организуется и проводится обучение управленческого пер­сонала по плану заказчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: