Понятие и формы государственного долга. Заимствование средств бюджетами различных уровней приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга

Заимствование средств бюджетами различных уровней приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга. Государственный и муниципальных долг – это накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Образование государственного долга как финансовая категория вытекает из отношений государственного кредита, находящегося на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита.

Государство использует все возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов. Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства осуществляется за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, организаций. В силу неравномерного получения доходов (например, в отраслях с сезонным характером производства; получение гонораров, премий, отпускных, наследства и проч.) у населения постоянно образуются временно свободные денежные средства. Кроме того, граждане могут сознательно ограничивать свои потребности в целях накопления денежных средств для покупки жилья, автотранспорта и проч.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении финансовых ресурсов организаций (неравномерное получение выручки от продаж в отраслях с сезонным характером работ, неравномерность осуществления крупных капитальных вложений, временно свободные резервные фонды и проч.) Эти средства юридических и физических лиц государство привлекает в качестве различных займов для финансирования своих потребностей. Таким образом, государство накапливает задолженность. А это в свою очередь ведет к образованию росту государственного (муниципального) долга.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором – с другой.

Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственною казну.

Причины возникновения государственного долга могут быть различными. Как уже отмечалось выше, для финансирования государственных нужд государство получает финансовые ресурсы в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дистабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить за счет роста обыкновенных расходов и при появлении непредвиденных, чрезвычайных расходов.

Причины образования дефицита:

1)рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличение инвенций;

2)чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов;

3)кризисные явления в экономике, её развал;

4)неэффективность финансовой системы;

5)неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

В таком случае государство должно принять жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение бюджетного дефицита, чтобы не произошло нарастания государственного долга и ухудшения социально-экономического положения страны.

В российской экономике главной причиной бюджетного дефицита являлось превышение потребления (особенно государственных расходов) над реальными доходами бюджета. В большинстве развитых стран дефицита бюджета – обычное и постоянное явление. При этом задача государства в такой ситуации состоит в том, чтобы использовать бюджетный дефицит для управления экономической ситуацией в стране.

В случае превышения расходов над доходами возникает необходимость изыскивать способы покрытия этой разницы, поскольку нехватка денежных средств у государства вовсе не означает, что некоторые статьи государственных расходов вообще окажутся лишенными финансирования. Так или иначе государство будет вынуждено найти дополнительные источники доходов, которые позволяют материально обеспечить все предусмотренные (запланированные) расходы. Такие действия правительства обусловлены существования принципа сбалансированности бюджета, который означает, тчо объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Существуют три основных способа покрытия дефицита бюджета:

1)эмиссионный, который получил название инфляционного. Его суть заключается в том, что дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег. Что порождает инфляцию. Однако этот способ подвергался жесткой критике еще в начале XIX века. Как показывает практика развивающихся стран, например Бразилии, инфляция до 30% в год может способствовать экономическому росту, стимулирует активность покупателей на внутреннем рынке. Однако возможности и пределы такого стимулирования ограничены структурой экономически с участием струны в международном разделении труда. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, тяжелое машиностроение и др.), то создание такой продукции может быть экономически эффективным при более низкой инфляции;

2)повышение уровня налогообложения. Данный способ может привести к спаду деловой активности, укрытию прибыли и доходов от налогообложения;

3)без эмиссионный, или без инфляционный. Данный способ предусматривает покрытие бюджетного дефицита за счет государственного кредита. Именно этот способ чаще всего используется для получения дополнительных доходов бюджета. Известный российский ученый, автор фундаментального труда по финансовому праву В.А.Лебедев считал, что государственный кредит следует включать в состав регулярных государственных доходов, обосновывая этот тезис тем, что с течением времени растут потребности государства.

Таким образом, нормальное состояние государства должно быть таково, что бы обыкновенные потребности покрывались обыкновенными доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены посредством государственных займов (государственного кредита). Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то оно может быть признано явлением нормальным в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Государственный долг Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может существовать в форме:

-кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

-государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени российской Федерации;

-договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

-договоров о предоставлении Российской Федераций государственных гарантий;

-соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации у реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Таким образом, государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в формировании фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации. Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату – суммарную величину непогашенных долговых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: