Лекция 2. Социально-экономические аспекты развития банкротства

Любое предприятие (производство) может быть рассмотрено как социально-экономическая система, которая, в свою очередь, может проявлять способность существовать в двух направлениях.

Первое – это функционирование, т.е. сохранение своих особенных функций для поддержания целостности.

Второе – развитие, т.е. приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды.

Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и, одновременно, сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования.

Обострение противоречий через преобладание деструктивных сил порождает опасность возникновения и развития кризиса.

Причины развития кризиса могут быть различными, в частности:

1) объективными (связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации);

2) субъективными (порожденные ошибками и недостатками в управлении).

Или их еще называют

3) внешними (связаны с несовершенством управления на макроуровне, природными изменениями, научными знаниями и НТП). Внешние причины существуют всегда, поэтому очень важно предвидеть его возможные проявления.

4) внутренними (связаны с неэффективным управлением на самом предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности).

Кризис неизбежно влечет за собой определенные изменения в функционировании организации как системы.

Последствиями кризиса могут быть следующие изменения:

- количественные

- качественные

- краткосрочные

- долгосрочные

- обратимые

- необратимые

- резкие

- мягкие

Результатом этих изменений может быть оздоровление или новый кризис. Он зависит от вида кризиса и его последствий.

Рис. 1 - Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе

Рис. 2 - Причины кризисов

Для уяснения понятия кризиса важно предвидеть всевозмож­ные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровле­ние или ликвидация предприятия (рис.3)

               
   
   
 
 
Изменения: • количественные • качественные • краткосрочные / долгосрочные • обратимые / необратимые • резкие / мягкие
 
Результат изменений: • оздоровление / новый кризис • обновление / разрушение • ослабление / обострение
 


Рис. 3 - Последствия кризисов

В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кри­зиса позволит более четко высветить те параметры, по которым

можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.

Кризисы различают по своей сути, причинам проявления и последствиям.

1. По масштабу проявления:

1.1 Локальный

1.2 Системный

2. По степени управляемости:

2.1 Управляемый

2.2 Неуправляемый

3. По причинам возникновения:

3.1 Природный

3.2 Политический

3.3 Технологический

3.4 Социальный

3.5 Экономический

3.6 Организационный

3.7 Экологический

3.8 Психологический

3.9 Информационный

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис.4).


Политический
Природный
По масштабу проявления: • локальный/ системный

  Рис. 4 - Типология кризисов
 

Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причи­ны могут появляться естественным путем (землетрясения, урага­ны, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).

Характер протекания кризиса может различаться по несколь­ким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наобо­рот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.

Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении уп­равлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает корот­кий период времени. Глобальный кризис касается всей социаль­но-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Яв­ный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.

Последствия кризисов могут привести к обновлению или раз­рушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ос­лаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

Масштабы проявления кризиса могут отличаться локальнос­тью или системностью. В анализе конкретных кризисных ситуа­ций необходимо отслеживать пограничные линии охвата соци­ально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

По степени управляемости кризис классифицируют как не­управляемый и управляемый.

Причины возникновения кризиса могут носить природный (ус­ловия жизнедеятельности человека с изменениями климата и ка­таклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека техно­логий и др.), общественный или социальный характер.

Весь процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить в виде схемы, представленной на рис.5

Рис.5 - Процесс развития несостоятельности

С момента возникновения кризиса и до момента банкротства бизнес проходит три этапа.

1 этап. Начало кризиса предприятия.

Характеризуется невыполнением или частичным выполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии. Этот этап наиболее сложно распознать, так как трудно интегрировать количественные показатели, точно определяющие или оценивающие кризис стратегии развития фирмы. Если кризис выявляется на этом этапе, то можно избежать многих его негативных последствий.

2 этап. Развитие кризиса предприятия.

Характеризуется ухудшением большинства показателей финансово-экономической деятельности предприятия. Окончание первого этапа и начало второго можно определить по резкому колебанию показателей рентабельности и деловой активности. Фирма перестает получать нормальную величину прибыли. Привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным. Так как уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала. окончание второго этапа и начало третьего характеризуется ухудшением показателей ликвидности и финансовой устойчивости.

Для снижения риска банкротства на этом этапе необходимо проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок. Оперативное реструктурирование должно включать как минимум 2 направления: повышение эффективности результатов деятельности и обеспечение ликвидности активов (уменьшение дебиторской задолженности и запасов, продажа или сдача в аренду излишнего имущества). Параллельно должен разрабатываться бизнес-план развития предприятия на перспективу.

3 этап. Кризис предприятия.

Характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их наступления. На этом этапе после тщательного и комплексного анализа деятельности предприятия выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: