Финансовыми ресурсами именуется совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот)
Источниками финансовых ресурсов служат все денежные доходы и поступления:
- которыми располагает предприятие в определенный период или дату
- которые направляются на осуществление денежных расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития
Финансовые ресурсы могут подразделяться на:
- собственные
- заемные
- привлеченные (на возвратной и безвозвратной основе)
- ассигнования из бюджета или централизованных внебюджетных фондов
К собственным относятся амортизация, прибыль валовая, ремонтный фонд, страховые резервы
К заемным относятся кредит банка, бюджетный кредит, коммерческий кредит и кредиторская задолженность
К привлеченным относятся средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности, средства от эмиссии ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, страховое возмещение и поступление платежей по аренде/лизингу и тд.
Вложения финансовых ресурсов отражают:
- финансовый баланс или баланс доходов и расходов
- бухгалтерский баланс, уравновешивающий активы и пассивы предприятия
Активы отражают в стоимостном денежном выражении все имеющиеся у предприятия материальные, нематериальные и денежные ценности и имущественные права с точки зрения их состава и размещения
Пассивы отражают источники образования средств, их назначение, принадлежность и обязательства по платежам (собственные, приравненные к собственным и займы)
Активы располагаются в последовательности нарастания ликвидности вложений, а пассивы – по срочности вовлечения в оборот.
40. Доходы предприятий: классификация и методы управления ими. Прибыль предприятия
В современных условиях социально-экономического развития РФ важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является превышение доходов над расходами.
Рост доходов обуславливается:
- увеличением объема производства и продажи продукции
- внедрением научно-технических разработок
- повышением производительности труда
- снижением себестоимости
- улучшением качества продукции
Основной источник доходов предприятий – выручка от продажи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом затрат:
- материальных
- трудовых
- денежных на производство и реализацию продукции
Важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строго режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах и может определяться различными методами в зависимости:
- от рыночных условий хозяйствования
- наличия или отсутствия договоров
- путей внедрения товаров на рынок
Традиционный метод определения выручки от продажи продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет организации в банке, либо наличными в кассу.
Главным видов доходов от основной (производственной) деятельности является:
- выручка от продажи продукции
- проценты по выданным коммерческим кредитам
- авансы от покупателей
- суммы в погашение дебиторской задолженности
Наряду с основной деятельностью предприятие занимается:
- инвестиционной деятельностью
- финансовой деятельностью
От инвестиционной деятельности могут поступать:
- доходы от продажи основных фондов, нематериальных активов
- дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов и другие виды доходов от инвестиций
В результате финансовой деятельности поступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг.
Объем выручки от продажи продукции и прибыли зависит:
- от количества и качества произведенной и реализованной продукции,
- уровня применяемых цен
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть:
- оптовые (отпускные)
- розничными
Оптовая цена предприятия включает в себя:
- полную себестоимость продукции
- прибыль предприятия
Оптовая цена промышленности включает в себя:
-оптовую цену предприятия
- налоги на добавленную стоимость, с продаж (при наличии) и акцизы
Розничная цена включает:
- оптовую цену промышленности
- торговую наценку промышленности (скидку)