Цена – важнейший фактор, определяющий объем выручки от реализации продукции, прибыли. Установление оптимального уровня цены, обеспечивающего рентабельность всей деятельности предприятия имеет ключевое значение.
Следует учесть два возможных метода формирования цены:
- традиционный
- рыночный
Традиционный (затратный) метод установления цены означает, что ее уровень должен:
- покрывать все затраты на производство и реализацию продукции
- обеспечить получение прибыли
При рыночном методе:
- уровень цены зависит от рыночных принципов реализации, от требований покупателей,
- учитываются конкуренция, объемы продаж, эластичность спроса и уровень безубыточности.
На предпринимательский доход влияют следующие факторы:
- производственные
- коммерческие
- финансовые
Производственные факторы связаны:
- с объемом производства, его ритмичностью
- материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью
- качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой
Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга:
- заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка
- ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение, реклама.
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается:
- с одной стороны, на страхование рисков (рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа)
- с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских и на рекламу)
Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг) и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают:
- формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно)
- ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации или для предпочтительных контрагентов, в частности дебиторов
- привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов
- применение штрафных санкций
- изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов
- стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках – доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений.