Контроллинг

Дальнейшее развитие теории и практики управления издержками и обеспечение прибыльной деятельности предприятий привело к формированию контроллинга – как целостной концепции экономического управления предприятием.

Контроллинг основан на принципах директ-костинга, хотя как система управления затратами может включать в себя стандарт-кост и другие аналогичные ему методы.

Контроллинг шире стандарт-коста и директ-костинга. Он не ограничивается контролем издержек (это функции стандарт-коста) и не только контролирует рентабельность выпуска и продаж (функции директ-костинга), но и обеспечивает достижение поставленной предприятием цели, как правило, получение максимальной прибыли.

Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля на предприятии, контроля эффективности работы его подразделений и организации в целом.

Процесс контроллинга – это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроллинга (руководителей, контролеров), направленная на гарантированное достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем устранения «узких мест».

В рыночных условиях объем продаж и цены подвержены колебаниям, поэтому степень покрытия затрат доходами получается разной.

Контроллинг позволяет предвидеть хозяйственную ситуацию, определить ожидаемую прибыль, выявить причины отклонений фактических расходов от запланированных, своевременно принять меры по регулированию этих отклонений и оптимизации соотношения затрат и результатов деятельности.

Существует два уровня контроллинга: стратегический и оперативный.

Стратегический контроллинг направлен на обеспечение долгосрочного развития предприятия. Основная его задача – отслеживание степени адаптации предприятия к окружающей среде, т. е. выявление целесообразности продолжения осуществления намеченных стратегических мероприятий в течение срока реализации стратегического плана.

Оперативный контроллинг направлен на достижение запланированного уровня дохода (прибыли). Его главной задачей является оценка экономической эффективности производственных процессов.

Главными задачами контроллинга являются:

- участие в выработке целей предприятия;

- предложение альтернативных решений на основе имеющейся информации;

- анализ экономической эффективности (особенно инвестиций и инноваций);

- руководство при разработке оперативных плановых смет;

- сравнение плановых показателей с фактическими и разработка предложений по преодолению отрицательных результатов отклонений;

- определение «узких мест»;

- создание систем информации для планирования и управления;

- экономическое обоснование информации других специализированных отделов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: