Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность.
Трансфертная цена (ТЦ) – это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности.
Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчетных цен между подразделениями (сегментами) одной организации.
На практике применяется три метода расчета ТЦ:
1) на основе рыночных цен;
2) на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс»;
3) на основе договорных ТЦ, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуг).
Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод (на основе рыночных цен). Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации предприятия, когда центры ответственности свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов.
|
|
При формировании ТЦ на основе рыночных цен должны соблюдаться следующие условия:
1) центр ответственности, приобретающий продукцию, покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы;
2) если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию центр ответственности может приобрести ее на стороне.
В том случае, если одно из условий невыполнимо, то применяется второй метод – на основе себестоимости. В основу ТЦ может быть принята:
- полная фактическая себестоимость;
- нормативная себестоимость;
- переменная себестоимость.
В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс». Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «110% от полной себестоимости» или «150% от переменной себестоимости».
Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной цены по формуле:
ТЦ = удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.
Данная формула применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.
В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования.
Выбор того или иного метода определяется факторами:
1) характером решаемых задач (для принятия управленческого решения может быть использована одна ТЦ, для оценки работы центра ответственности – другая);
2) степень децентрализации организационной структуры предприятия;
3) состояние рынка продуктов, на которые устанавливаются рыночные цены.