II. Этапы формирования грамматических навыков
Грамматические навыки говорения
Овладение грамматическим материалом проходит сложный путь отпервичного предъявления языковой единицы до ее использования вречи; на этом пути происходит становление грамматических навыков, которые складываются из системы последовательно формируемых действий. Репродуктивные грамматические навыки, т.е, которые обслуживают устную речь, охватывают следующую группу действий по конструированию и оформлению фразы:
- выбор модели;
- выбор словоформы;
- образование сочетания слов;
- расстановку слов в предложении.
2) Навыки письма на ИЯ на грамматич. уровне включают те же операции, что и продуктивные грамматич. навыки говорения. Но при письме эти операции реализуются с помощью граф. кода языка.
3) Грамматические навыки аудирования представляют собой действия по восприятию, опознанию, осмыслению и пониманию грамматического содержания структуры предложения, cловоформы, передаваемого звуковым кодом языка (Мусницкая Е.В.,с.55).Эти действия включают следующие операции непосредственного узнавания и понимания грамматического материала на слух:
|
|
- вычленение из речевого потока осмысленных звуковых комплексов, их сличение с эталоном, хранящимся в долговременной памяти;
- мгновенное соотнесение выделенных единиц восприятия с определенным смысловым значением (Калмыкова Е.И., с.35-49).
4) Грамматические навыки чтения - совокупность рецептивных действий и операций по сопоставлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном (М.-Б. Р.К.). ГНЧ - это автоматизмы узнавания и соотнесения со значением словоформ и их сочетаний, оперирование ими для извлечения смысла из высказывания, переданного с помощью графич. кода языка.
В своем формировании и развитии Г.н. проходит ряд стадий:
1)восприятие модели;
2) имитация модели (действие по аналогии);
3) подстановка (увеличивается способность к репродукции на основе аналогии);
4) трансформация;
5) репродукция;
6) комбинирование (перенос модели на модели). Последние две стадии являются переходными от навыка к умениям.
Следует проводить поэтапно с учетом условий функционированияграмматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа в формировании ГН в продуктивной речи:
1) ознакомление и первичное закрепление
2) тренировка
3) применение
1 ) ознакомление и первичное закрепление грамматического материала
Целью данного этапа яв-ся создание ориентировочной основы грамматич. действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамм. ст-ры, обеспечить контроль ее понимания уч-ся и первичное закрепление.
Ознакомление с новым ГМ для продуктивного усвоения чаще всего осущест-ся в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя (школа, начал. этап в вузе) или самостоятельно (продвинутый этап в вузе).