Формирование рецептивных грамматических навыков

ПРИМЕНЕНИЕ грамматического материала в речи

Тренировка

Формирование речевого грам. навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизвеlения изучаемого явления в типичных для его фун-я речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упр-я. В отдельную группу выделяются упр-я игрового характера.

Переход от навыков к умениям обеспеч-ся упр-ми, в которых активизируемое грамматич. явление надо употребить без языковой подсказки в соотвеnствии с речевыми обс-ми. Упр-я этого типа могут проводится на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов, кинофрагментов.Совершенствование речевого грамматич. навыка целесообразнопроводить посредством:

а) активизации в учебном разговоре новой грамматич. ст-ры в составе диалогич. и монологич. высказываний в ситуациях общения;

б) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного (прочитанного) текста;

в) употребления разного типа грамм. стр-р в подготовленной речи;

г) включения в беседу освоенного грамматич. материала в новых ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление грамматич. стр-р;

д) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному диафильму (кинофильму, кинофрагменту), предполагающей свободное противопоставление грамм. форм;

е) организации и проведении различных видов грамматически направленных ролевых игр.

Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамм. форм и моделей. Для понимания грамматич. яв-й при чтении и на слух нужно уметь:

а) распознавать грамматич. ст-ру по формальным признакам;

б) соотнести форму со значением;

в) дифференцировать ее от омонимичных форм.

Рецептивное усвоение грамматич. мат-ла включает 3 основных этапа:

1) ознакомление с новым грамматич. явлением;

2) тренировку и автоматизацию данного явления в чтении и слушании;

3) применение

1) ознакомление с новым грамматич. явлением

Должно отвечать следующим методическим требованиям:

- объяснение рецептивного грамматич. материала следует проводить

от введения признаков грамматич. формы к раскрытию ее содержания, имитируя коммуник. процесс чтения, аудирования.

- все необходимые значения той или иной грамм. формы сообщаются сразу: поскольку уча-ся могут встретиться с любым из них, они должны научиться соотносить их с данной формой;

- следует сразу же противопоставить новую грамм. форму другим омонимичным формам, при этом нужно давать указания о том, как определить ее значение и отличить от других омонимичных форм.

- все объяснения обязательно должны строиться с опорой на текст.

- основным приемом как ознакомления с новым материалом, так и его тренировки, д.б. анализ формы для определения содержания.

Рецептивный грамм. материал может сообщаться:

а) с помощью правил (правил-инструкций и правил-сообщений);

б) путем привлечения алгоритмов;

в) в виде моделей;

г) путем сочетания правил и моделей;

д) в виде словоформы.

Ознакомление с новым грамм. материалом включает презентацию, контроль правильности понимания, первичные упр-я в воспроизведении и распознавании новых стр-р. Необходимо придерживаться следующей последовательности методических действий при ознакомлении обучаемых с рецептивными грамм. материалом:

-предъявление нового грамматического явления на доске (карточке, кодограмме).

- установление значения нового грамм. явления на основе анализа

нескольких письмен. контекстов.

- формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматич. явления

2) ТРЕНИРОВКА рецептивного грамм. материала предполагает выполнение ряда дифференцированных, подстановочных и трансформацтонных упр-й.

3) Применение рецептивного грамматич. материала осущ-ся на учебных текстах и предусматривает узнавание грамматич. форм и их понимание в процессе восприятия устных и письменных речевых сообщений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: