Зрелость в онтогенезе человека

Базовая

1. Крайг Г. Психология развития. Спб, 2001.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. М., 2001.

Дополнительная

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.

5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М., 1993.

7. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

8. Моуди Р. Жизнь после жизни. 1991.

9.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

11. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. Спб, 2000.

12. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

13. Эриксон Э. Детство и общество. Спб, 1996.

Зрелость в онтогенезе человека

Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека

Возрастные границы молодости располагаются на отрезке от 18 – 20 до 30 лет, хотя до сих пор понятие “молодость” остается предметом научных дискуссий, так как к этой категории в разные времена и в разных слоях общества относили людей весьма различного возраста. Бесспорно одно: молодость – это период онтогенеза, переход от юности к зрелости.

Молодость – период жизни человека, который принято связывать с развитием способности “принимать важные решения”, становлением самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, закреплением ценностных ориентаций, построением устойчивого “образа мира”, определением перспектив и целей жизни. Ценностные ориентации – объективное индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Не случайно молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоякий характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Примером могут служить молодежные браки, в основе которых часто лежит противоречие между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить эту общую, независимую от родительской поддержки жизнь. Другой пример: приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, бороться с консерватизмом “старших товарищей”, заявить о себе, но вместе с тем их оптимизм и максимализм часто не подкреплены знаниями, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает довольствоваться скромной жизнью молодого специалиста, которая в их сознании неотличима от роли школьника.

Двойственность молодости усугубляется выраженным инфантилизмом, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам. Речь идет не о сохранении детской свежести чувств, простоты и бесхитростности, а о распространенном “великивозрастном иждивенчестве”, т.е. социальной, нравственной и гражданской незрелости молодого человека.

От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание. Так, исследования Е.Ф. Рыбалко показали, что оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, многих сенсомоторных реакций (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы) и т.д. наблюдается около 20–25 лет. Косвенно об этом свидетельствуют возрастные характеристики спортивных рекордов (возрастной диапазон – от 24 до 35 лет) и средний возраст победителей Олимпийских игр (для женщин – 23,6 лет, для мужчин – 25,3).

Многие авторы отмечают, что юность, молодость и взрослость постепенно проникают друг в друга: если в молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости. Вполне понятно, что ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является очень неустойчивым, а потом стабилизируется и приобретает глубокие индивидуальные черты.

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживание временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю жизненнуюперспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на всех предыдущих ступенях развития). Жизненная перспектива – образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к самовыражению. В первую очередь эта тенденция проявляется в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной деятельности.

Поиск партнера для совместной жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профес­сиональной и личностной жизни – условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля. Жизненный стиль – уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью.

Одна из основных категорий, которыми оперирует молодость – смысл жизни. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное.

Обычно переживания, связанные с становлением и обретением индивидуальных смысложизненных ориентаций, облекаются в формулу “быть самим собой”, “самореализоваться”, “осознавать себя как ценность” и во многом ориентированы на других людей.

В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия как соотнесение своих личностных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Жизненный путь, намечаемый молодым человеком, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, а некую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с осознанием наличных возможностей.

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и профессиональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой предпочтет попробовать себя в разных качествах, намечая различные перспективы самореализации, и только после этого определит для себя основные позиции. Один видит свои перспективы только при обеспеченном “тыле” и старается либо подольше не отрываться от родительской семьи, либо сразу решить для себя задачу создания собственной семьи и рождения ребенка; другой хочет подольше сохранить личную свободу для того, чтобы сначала утвердить себя, посмотреть на мир, “встать на ноги” и т.п.

В молодости развивается рефлексия как способность понимать самого себя, свои собственные действия и состояния. Рефлексия ведет к осознанию, что искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать и реализовывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы индивидуальные возможности достижения жизненной цели становились основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств.

Это новое осознание себя снижает уровень подражательности в молодости, сравнения и идентификации себя с другими. Тем не менее для части молодежи остается характерным жить по чужим образцам (рассматриваемым как некая социальная норма), что сохраняет несамостоятельность и приводит к не всегда адекватному жизненному выражению (например, молодой человек под внешним влиянием совершает необдуманные поступки, делает случайный выбор – профессии, партнера и т.д.). Обретение и принятие своей индивидуальности, наоборот, создает возможность выработки личных ценностей и превращения их в принципы собственной жизни, личностные установки.

В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей – оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое “Я”. Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается самой личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, “полноты жизни”, чувства собственной значимости и “счастья жить”. Нужно отметить, что, вопреки бытующим мнениям, для молодости в целом характерно стремление к духовному, возвышенному, высокому, неординарному, но осмысляемому не сентиментально-романтически, как в юности, а реалистически – как возможность достичь, изменить, стать, “сделать себя”.

В тех случаях, когда объективные условия жизни (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, семейная психопатизация и т.п.) не дают возможности дотянуться до необходимых “культурных высот”, часто воспринимаемых как новая жизнь, молодой человек ищет любой способ вырваться из “неорганичной” среды, поскольку сам возраст предполагает осознание разнообразных возможностей жить по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д. Кстати, в средние века – времена подмастерьев, когда существовали ремесленные гильдии, молодые люди имели возможность переходить от мастера к мастеру, чтобы всякий раз осваивать и изучать нечто новое в иных жизненных обстоятельствах. Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого меньше возможностей, поэтому в экстремальных случаях человек вынужден идти на “слом” всего достигнутого и начинать жизнь сначала.

В молодом возрасте оформляется способность и потребностьвнравственной саморегуляции, т.е. совесть, поскольку никто другой (родители, учителя) теперь напрямую не контролируют поведение и способы удовлетворения потребностей личности – происходит передача человеку ответственности за самого себя.

С изменением жизни, с той новизной, которую несут в себе самостоятельность и ответственность, человек меняется: он начинает глубже понимать законы человеческой жизни, более определенно видит свое место в ней, определяет жизненные цели, становится активнее в их постановке и достижении. Но эти изменения не всегда происходят как развитие, иногда это всего лишь “уступка” обстоятельствам. Приспособление к обстоятельствам в молодости свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной стратегии – человек по разным причинам отрезает или суживает для себя пути самореализации. В этом случае в жизни начинает преобладать линия внешних событий, размываются жизненные цели, придающие целостность действиям, исчезает план внутреннего волеизъявления; человек становится менее интересным и менее индивидуальным. Цель его жизни сводится к тому, чтобы удержать достигнутую жизненную позицию: обеспечить жизнь семьи в бытовом отношении, сохранить работу, поддерживать сложившийся круг общения и т.д.

Но для молодости нет ничего пагубнее, чем эта монотонность, вынужденная одинаковость, бессобытийность жизни. С нее может начаться деградация личности, сначала в незаметных для самого человека формах. В молодости она обычно обнаруживает себя в падении мотивации, в росте негативных эмоций, в равнодушии и скуке. При этом снижаются и даже совсем исчезают интеллектуальные интересы, их вытесняют обыденные суждения, банальности, рассуждения о неудовлетворенности жизнью, зависть, необоснованные амбиции и претензии к окружающим на признание своей значимости. Деградация личности приводит и к возрастным изменениям: быстрее начинается старение. Деградация личности – это распад как ослабление субординации иерархически высшими уровнями низших уровней динамической функциональной структуры личности.

Сильные личности в молодости стараются избегать того, чтобы их жизнь обретала эту искусственную стабильность. Они активно стремятся к новизне, к переменам и достижениям. Большая их часть вполне обоснованно считает при этом, что в своих стремлениях переменить жизнь они ничем не рискуют: впереди еще долгая жизнь, которая все расставит по своим местам. Пережив период молодости, новаторы и подвижники к 40 годам также в основном приходят к желанию стабилизации своей профессиональной деятельности и семейной жизни, но это уже естественно достигнутая потребность зрелой личности закрепить и осмыслить свой опыт и сделать его обобщенным и передаваемым.

В молодости особое значение имеет внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к явлению более высокого порядка – воплощению предназначения свыше, реализации мирового порядка и т.п. Внутренний мир молодости как мощная воронка втягивает в себя знания о жизни как задаче; для этого периода характерно переживание поиска своего единственного предназначения, желание занять единственное и необходимое место в жизни, добровольное принятие на себя ответственности в отношении людей и социальных институтов. Молодому возрасту свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться проблемами времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества. В это время возникает интерес к мистической и психологической литературе.

Психологическое содержание стадии молодости составляет стремление организовать свою жизнь, включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к интимным и дружеским связям с другими людьми. Интимные и дружеские отношения схожи по своей психологической сути. Интимность – понятие, отражающее особые межличностные отношения, отличающиеся своей предельной сокровенностью, глубокой привязанностью и преданностью, полнотой духовного, эмоционального и физического общения.

Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Как отмечал Э. Эриксон, молодой человек психологически готов к таким отношениям, более того, избегание переживаний и контактов, требующих близости, может привести к чувству изоляции и глубокого одиночества. Вместо чувства близости и открытости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлиннить дистанцию, не пускать других на свою психологическую “территорию”, в свой внутренний мир. На этой основе в молодости могут формироваться психопатии. Психопатия – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Преодолеть многие психологические проблемы молодости помогает любовь как важнейшая человеческая ценность. Любовь на этом этапе жизни многолика. Как понимали ее древние греки, любовь – это и “филиа эретика” – дружба между возлюбленными, и “эунойя” – отдавание, и “агапэ” – бескорыстное, жертвенное чувство, и “потос” – любовное желание, и “харис” – любовь, опирающаяся на благодарность и уважение, и “мания” – необузданная страсть, и “эрос” – желание. Общность всех указанных ликов любви в том, что они ориентированы на другого человека и ищут, добиваются взаимности.

В молодости особое значение имеет эротическая сторона любви, желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще, поэтому Э. Фромм называет эротическую любовь самым обманчивым видом любви.

На этапе молодости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретаться зрелое, мудрое. Э. Фромм отмечал разницу между такой детской любовью и любовью зрелой. Незрелая любовь следует принципу: “Я люблю, потому что меня любят”; в основе зрелой любви лежит принцип: “Меня любят, потому что я люблю”. Незрелая любовь говорит: “Я люблю тебя, потому что ты мне нужен”, зрелая любовь говорит: “Ты мне нужен, потому что я люблю тебя”.

На последующих возрастных этапах любовь не покинет человека, но во многом изменит свое качественное содержание в связи с рождением детей, появлением новых отношений с собственными родителями, наращиванием социального и личностного опыта, переживанием невозвратимых утрат и т.д. Любовь станет искусством любить.

Э. Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желания помочь ему в жизни; материнской (отцовской) любви – установок, которые привьют ребенку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать, как прекрасно жить; любви к самому себе – не в смысле эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию, свободе; любви к Богу как жизненному принципу, уважение мирового порядка и гармонии.

Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либеральное понимание отношений между полами и форм семейно-брачных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остаются важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаще всего лежит эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).

Молодость предъявляет собственные требования к брачному партнеру. Так, в частности, идеальная жена должна демонстрировать такие качества, как верность, опрятность, трудолюбие, скромность, честность и добросовестность, чуткость и заботливость, умение вести домашнее хозяйство, а идеальный муж – верность, честность и добросовестность, трудолюбие, чуткость и заботливость, опрятность, ум и скромность.

Как отмечала В. Сатир, семейная жизнь создается, а не вырастает просто из сексуального влечения партнеров друг к другу. Возможность создать семью требует совместимости во многих сферах жизни (от сексуальной сферы до управления предметным и социальным миром), своеобразной практической этики взаимоотношений. Семейная жизнь предполагает создание и поддержание общего комфортного психологического пространства. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом (“если ты меня любишь, то…”). В основе кризиса семейных отношений могут также лежать агрессия, жестко структурированное восприятие партнера и нежелание принять во внимание многие другие стороны его личности (особенно те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению).

Рождение детей и привносит в жизнь человека новые социальные роли, и напрямую сталкивает его с историческим временем. Это не только уже освоенные роли мужа и жены, профессиональные роли, а еще и роли матери и отца. Освоение этих ролей во многом составляет специфику процесса взросления. Социальная роль в психологии – нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

Очень часто в молодости отмечаются ролевые конфликты – столкновение ролевых позиций. Например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью профессионала, делающего карьеру, или молодая женщина должна совместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого типа в молодости практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жестко разграничить в пространстве и времени своей жизни самореализацию в разных видах деятельности, разные формы социальной активности. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерархий ценностей – особая задача молодости, связанная с переосмыслением собственного “Я”.

Мать и отец для ребенка – не просто самобытные личности, это еще и носители определенных ценностей, норм и правил жизни в обществе. До рождения ребенка человек мог воплощать преимущественно собственные представления о жизни, но, став родителем, он уже связан необходимостью представить для ребенка модель правильной жизни, контролировать следование этой модели и доказывать ее истинность. Но для того чтобы сформировать для ребенка эту модель, молодой человек должен сам для себя решить вопрос, что есть правильная жизнь, и это делает освоение родительской роли одновременно личностной задачей человека.

Время молодости для многих – это еще и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности создает основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной профессии – возможность самоактуализации. Самоактуализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Молодость – важный этап развития умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.). Следовательно, в молодости продолжается развитие интеллекта, понимаемого как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Стремление к получению образования (высшего или среднего специального) в принципе характерно для всех социальных молодежных групп, а путь в “студенты” намечается задолго до того, как человек получает возможность профессионального выбора. Профессиональный выбор в молодости делается под влиянием различных факторов – мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, рекламы и т.д. При выборе профессии важно насыщение ее личностными смыслами – понимание и переживание человеком, значение его труда, связи работы с его убеждениями, ценностями, идеалами, мотивами. Идеальные запросы в отношении высшего образования студенты, согласно опросам, связывают со следующими моментами: 1) глубокие профессиональные знания, 2) знания, выходящие за пределы специальных (общая образованность и эрудированность), 3) научная активность, 4) высокие стандарты морали, 5) высокая общая культура, 6) общественная активность, 7) умение работать в коллективе, 8) организаторские качества.

Правильный выбор профессии, сделанный осознанно и с учетом реалий, уменьшает возможность ошибок и разочарований, снижает вероятность появления чувства неудовлетворенности собой и собственным социальным статусом. Одна из причин разочарования в профессии заключается в изначальном незнании или непонимании ее специфики. На вопрос: “Отличается ли ваше нынешнее представление о будущей профессии от представления о ней до поступления в вуз?” – около 70% студентов различных вузов России дают положительный ответ. Также разочаровываются в своем выборе молодые люди, рассчитывающие в работе на творчество и “ежедневный праздник”. Они забывают, что даже в самых творческих профессиях чрезвычайно велик объем нетворческих элементов. Подсчитано, например, что на одну часть творческой работы в научном исследовании приходится 6–9 частей нетворческих, рутинных (сбор и анализ фактов, обоснование выводов, проверка их на практике, оформление полученных результатов и т.д.).

Одновременно с получением образования человек формирует устойчивое мировоззрение, нравственные принципы и картину мира, которая включает профессиональные и общекультурные знания, а также приобретает опыт общественной активности. В молодости проявляются организаторские способности личности, которые особенно отчетливы у мужчин и часто выражаются во внутреннем стремлении к руководству, доминированию, лидерству, власти. Важное стремление, формирующееся в молодости, – жить общей жизнью со своей профессиональной группой, трудовым коллективом, осуществлять общее дело на благо общества.

К 30 годам многие подводят некоторые жизненные итоги, основанные на сознательном и критичном отношении к самому себе: большинство людей к этому времени могут оценить, что сделано, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляются перепланировка жизни, переоценка жизненных ценностей, переориентация мотивов для следующего жизненного этапа. Человек осмысленно делает выбор и готов принять его последствия.

Вспомним строки А.С.Пушкина:

“Ужель мне скоро тридцать лет?

Так, полдень мой настал…”

К 30–35 годам возраст “официальной молодости” закончится. С этого момента о человеке больше не будут говорить как о молодом ученом, начинающем писателе, молодом специалисте.

Переход к психологическому анализу следующего этапа онтогенеза человека – взрослости – проиллюстрируем результатами исторического лонгитюдного исследования, получившего название “Grant Study”. В 1938 году почти 300 студентов младших курсов Гарвардского университета согласились участвовать в лонгитюдном исследовании, целью которого было выяснение причин успешности в зрелые годы одних людей и неудач других. Для участия в исследовании отбирались те студенты, чье состояние здоровья, уверенность в себе, мотивация достижения и твердость характера были выше, чем у остальных. Интересно отметить, что в числе участников эксперимента был будущий президент США Джон Ф. Кеннеди.

Кеннеди и его сокурсников оценивали по 25 чертам личности. После окончания университета через определенные промежутки времени участники заполняли подробные опросники. Успехи взрослых испытуемых сопоставлялись с их личностными профилями студенческой поры. Исследователи ожидали найти подтверждение связи между веселым, дружелюбным, альтруистичным молодым человеком и преуспевающим, хорошо приспособленным к жизни мужчиной. Данные исследования, однако, не подтвердили эту гипотезу. Чертами, наиболее ясно предсказывающими будущий успех молодых людей, оказались практичность, организованность и цельность личности – свойства, которые обычно ассоциируются со зрелостью (взрослостью).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: