double arrow

Инвестиционное бизнес-планирование

Классификация бюджетов

Признак Бюджет
Вид инвестиционной деятельности Реального инвестирования
  Финансового инвестирования
  Инвестиционной деятельности в целом
Вид затрат Текущий
  Капитальный
Широта номенклатуры затрат Функциональный
  Комплексный
Метод разработки Стабильный
  Гибкий

По видам затрат бюджеты делятся на текущие и капиталь­ные. Текущий бюджет представляет собой план доходов и расходов предприятия и состоит из текущих расходов (издержки производства и обращения) и текущих доходов (в основном за счет доходов от реализации имущества). Капитальный бюджет — это оперативный план капитальных затрат и источников поступления средств.

По широте номенклатуры затрат могут разрабаты­ваться функциональные и комплексные бюджеты. Функциональные бюджеты разрабатываются по отдельным статьям затрат (например, бюджет оплаты труда работников, бюджет рекламных мероприятий и т.п.), комплексные — по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет реализации реального инвестиционного проекта).

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не меняется от изменения объемов ин­вестиционной деятельности (например, бюджет расходов по проек­тированию объектов). Гибкий бюджет предусматривает планирование затрат (текущих или капитальных) в виде норматива расходов, при­вязанных к объемным показателям деятельности предприятия (на­пример, к объему строительно-монтажных работ).

В ходе использования планов, подготовленных для краткосроч­ного периода времени (год, квартал или месяц), к концу текущего бюджетного периода происходит определенный разрыв между детально запланированной деятельностью и едва обозначенными направлениями, развития предприятия. В результате требуется заново проводить боль­шой объем работы по составлению нового бюджета на очередной календарный плановый период. На практике альтернативой данному подходу являются так называемые непрерывные бюджеты, или бюд­жеты с относительно непрерывным временным горизонтом плани­рования. В процессе подготовки такого бюджета необходимо по за­вершении каждого отчетного года присоединение дополнительного периода.

За счет поступающей информации о тенденциях изменения базовых переменных (относительно внешних и внутренних условий бизнеса) постоянно корректируются плановые задания и объемы инвестиций. Процесс планирования становится ^постоянным и опи­рается на задания текущего года в пределах полностью сформиро­ванного инвестиционного бюджета. Непрерывный бюджет улучшает предсказуемость и обеспечивает повышение эффективности исполь­зования инвестиционных ресурсов предприятия.

Особой формой оперативного планирования инвестиционной деятельности является платежный календарь. Он разрабатывается как по предприятию в целом, детализируя текущий план поступления и расходования средств по инвестиционной деятельности, так и по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платеж­ный календарь по инвестиционной деятельности; платежный кален­дарь по расчетам с поставщиками и т.п.).

Платежный календарь обычно составляется на планируемый месяц, с разбивкой заданий по декадам, неделям и дням. Он состоит из графика расходования денежных средств (предстоящих платежей) и графика поступления денежных средств. График расходования денеж­ных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в плановом периоде по всем видам его финансовых обязательств. График поступле­ния денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется их возвратный поток, и тем самым фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия.

В современных условиях основу инвестиционной деятельности боль­шинства предприятий составляет реальное инвестирование. Поэтому и разработка, и реализация инвестиционных планов связаны, преж­де всего, с реальными инвестиционными проектами.

Инвестиционный проект представляет собой документ, опреде­ляющий и обосновывающий необходимость осуществления реаль­ного инвестирования, в котором содержатся основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

Выделяются три основные направления реальных инвестиционных проектов, которые связаны с капитальным инвестированием (или ка­питальными вложениями), инновационным инвестированием в нема­териальные активы и инвестированием прироста оборотных средств.

Наибольшую долю занимают проекты, реализуемые путем раз­личных форм капитальных вложений.  К ним относятся: новое строи­тельство, расширение, реконструкция и техническое перевооруже­ние предприятий, а также приобретение целостных имущественных комплексов.

Инновационное инвестирование в нематериальные активы осу­ществляется путем либо разработки новой, либо приобретения гото­вой научно-технической продукции и других прав (приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау и т.п.).

Инвестирование прироста оборотных активов обусловлено не­обходимостью обеспечения возможности выпуска дополнительного объема продукции при расширении производственного потенциала предприятия соответствующими материальными оборотными акти­вами (запасами сырья, материалов, полуфабрикатов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п.).

На предприятии подготовка к реализации инвестиционных про­ектов, связанных с инновационным инвестированием в немате­риальные активы и инвестированием прироста оборотных активов, не требующих высоких инвестиционных затрат, как правило, носит форму внутреннего служебного документа (например, докладной записки), в котором содержатся сведения, обосновывающие необхо­димость осуществления проекта, его объектную направленность, потребный объем инвестиционных ресурсов, а также экономическую эффективность.

Осуществление инвестиционных проектов, связанных с капиталь­ными вложениями, требует серьезной предварительной проработки, так как связано с большим объемом инвестиционных ресурсов, при­влекаемых как из внутренних, так и внешних источников финансирования. Собственники и менеджеры предприятия, а также инвесторы и кредиторы должны иметь четкое представление о стратегической концепции проекта, его масштабах, важнейших показателях марке­тинговой, экономической и финансовой эффективности, объеме необходимых инвестиционных затрат, сроках их возврата и т.п. Для принятия решения по проекту участникам его реализации целесооб­разно иметь компактный документ, в котором были бы отражены основные, достаточные для принятия инвестиционного решения данные. Таким документом служит бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта — форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продук­ции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его харак­теристики.

Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, эконо­мическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта.

Бизнес-план необходим:

- инвестору — для определения экономической целесообразно­сти вложения инвестиций;

- органу управления реализацией инвестиционного проекта — для выработки программы действий руководства в процессе реали­зации;

- кредиторам — для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;

- органам государственного управления — для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финан­сирования проекта, льготного кредитования.

Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвести­ционного проекта, — обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и про­чие данные должны быть достоверными.

Важнейшими принципами составления бизнес-плана инвести­ционного проекта являются:

- объективность и надежность входной и выходной информа­ции;

- необходимость и достаточность параметров выходных и про­межуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;

- комплексность и системность рассмотрения влияния всех фак­торов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;

- возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превы­шать 15-20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (в част­ности венчурных проектов), где проект может достигать 40-50 стра­ниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в при­ложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые показатели и данные;

- выделение привлекательных и доказанных преимуществ про­екта;

- отсутствие общих и неконкретных формулировок, приукраши­ваний и искаженной интерпретации данных, влияющих на принятие решений по проекту.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от мас­штаба инвестиционного проекта и сферы бизнеса, к которой он отно­сится. Кроме того, в зависимости от продвинутое проектов бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детали­зацией содержащихся в них данных, а их первоначальное содержа­ние — развиваться и углубляться.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта жестко не рег­ламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифици­рованный характер в большинстве стран с рыночной экономикой.

Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:

- общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;

- краткая характеристика проекта (резюме);

- характеристика предприятия и отрасли;

- сущность инвестиционного проекта;

- оценка рынков сбыта и конкурентов;

- план маркетинга;

- инвестиционный план;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план и показатели эффективности проекта;

- анализ рисков (анализ чувствительности);

- приложения.

Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указы­ваются: наименование и адрес предприятия — инициатора проекта, название проекта, время разработки бизнес-плана.

Раздел «Общие сведения» содержит данные об основных реквизитах предприятия — инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприя­тия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой при­надлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. Здесь же указываются общие и конкретные цели инвестиционного проекта, технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность и возможность сбы­та и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупа­емости, другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов.

Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.

Раздел «Резюме» является кратким отображением сути и воз­можных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преиму­ществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Оно в определенной степени должно отвечать требованиям рекламы ин­вестиционного проекта в целях привлечения инвесторов и кредит­ных средств для финансирования проекта и т.п.

Основными состав­ляющими раздела обычно являются:

- обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирова­ния в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (услуг) на других предприятиях и производ­ствах аналогичного направления и профиля, существующих или на­ходящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения;

- данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта;

- экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучше­ние качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны и т.д.);

- данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т.п.

Резюме может содержать и другие важные итоговые характеристики и показатели инвестиционного проекта, а также сведения, относя­щиеся к организационному процессу его реализации. Резюме составля­ется в последнюю очередь, после разработки всех остальных разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.

Раздел «Характеристика предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тен­денциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение пред­приятия — инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции (работах, услугах) на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.

Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны; определено, на какого именно потребителя рас­считана намечаемая к производству продукция; отражена динамика продаж в отрасли, факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции.

Данный раздел содержит:

- анализ текущего состояния и перспектив развития производ­ства намечаемой к выпуску продукции в отрасли;

- данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;

- географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворен­ного спроса, тенденции развития рынка).

«Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых раз­делов, отражающий основные идеи проекта, его достоинства, условия осуществимости, возможные результаты реализации, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внут­реннем и внешнем рынках.

Данный раздел включает:

- описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта, ее функциональное назначение, свойства, технологичность в произ­водстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;

- изложение следующих стадий развития проекта — идея, эскиз­ный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного об­служивания; данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по орга­низации сбыта, созданию дилерской сети и т.д.;

- изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;

- аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.

«Оценка рынков сбыта и конкурентов».

В бизнес-плане оценка производится в последовательности: изучение и характеристика рын­ка — сегментирование рынка — определение потенциальных по­купателей — оценка уровней продаж — определение возможностей и путей продвижения продукции — определение прогрессивных форм реализации — определение сети дилеров и посредников в реализа­ции продукции — определение сети гарантийного и послегарантий­ного обслуживания.

При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на три вида: рынки, на которых потребители не знают о продукции и ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией; рынки, на кото­рых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов; рынки,, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяются ниша предприя­тия — инициатора проекта, емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции.

В данном разделе необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента на рынке и определить, имеет ли преимущества планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами.

По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:

- качество, технико-экономические показатели продукции, пре­стиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уро­вень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многопла­новость использования, надежность, патентная чистота;

- цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;

- форма сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), система доставки и складиро­вания;

- система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на вы­ставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);

- система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и усло­виями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Кроме того, раздел оценки рынков сбыта и конкурентов содер­жит сведения:

- об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции;

- объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;

- размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отра­жением трудности проникновения на рынки;

- путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;

- стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации и ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, мер по стимулированию сбыта;

- потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рын­ках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете!

Раздел «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разде­лом бизнес-плана и поэтому иногда их объединяют. План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стра­тегия управления производством — это комплексная система органи­зации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответ­ствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продук­цию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений.

Маркетинговая стратегия ориентирует товаропроиз­водителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму прибыли на вклады­ваемый в проект капитал. Эта задача решается и в рамках обоснова­ний инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, яв­ляются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завое­вания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.

При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки ин­вестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.

План маркетинга включает в себя:

- описание рынков, их основных сегментов;

- перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм;

- анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия по их устранению (обеспечение конкурент­ного преимущества);

- определение стратегии маркетинга — программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам;

- меры по контролю маркетинговых исследований.

В плане маркетинга прорабатываются и вопросы ценообразования:

- какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры;

- обеспечат ли эти цены возмещение издержек производства и по­лучение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал;

- в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на про­дукцию и конкуренцию на рынке;

- какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены;

- какой должна быть общая ценовая стратегия и т.п.

В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных терри­ториальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, методы стиму­лирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др.

В общем виде план маркетинга содержит:

- мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;

- оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

- данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и данные о возможных маркетинговых посредниках;

- мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

- перечень конкретных покупателей продукции;

- методы стимулирования продаж;

- мероприятия по организации предпродажной подготовки и по­слепродажного обслуживания.

Раздел «Инвестиционный план» содержит план реализации важ­нейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприя­тия на проектную мощность, а в необходимых случаях — до момента ликвидации производства.

В этот раздел входят:

- перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвести­ционного проекта;

- сведения о сроках проведения работ по этапам, в том числе об отводе или аренде земельного участка, проведении изыскательских и проектных работ, выполнении строительных, монтажных, пуско-наладочных работ;

- перечень требуемого оборудования, технологической оснастки, инструмента, специальных материалов, сроки их.приобретения и по­ставки;

- программа работ по подготовке кадров;

- прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;

- план вывода предприятия, производства на проектную (рас­четную) мощность;

- информация о потенциальных источниках и условиях привле­чения капиталов.

Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описа­нии обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производ­ства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соот­ветствующего качества.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, расчета производ­ственных мощностей предприятия, а также расчетных данных издер­жек производства, производственных запасов сырья и готовой про­дукции.

Как правило, производственный план содержит информацию:

- об основных требованиях к технологии и организации произ­водственного процесса;

- применяемой технике и технологии производства продукции (описывается, какая техника и технология планируются к примене­нию, их доступность для использования на данном объекте инвести­рования, определяется необходимость и размеры затрат на приобре­тение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);

- объеме производства и производственной базе (расчетах про­изводственной или проектной мощности по годам, объемах выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии обору­дованием, возможностях увеличения выпуска продукции);

- потребности в сырье, материалах и энергии (указываются объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инве­стиционного проекта и их расчетная стоимость);

- обеспечении выпуска и прогнозируемых затратах на производ­ство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения производства ресурсами, источники их получения в разрезе постав­щиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства);

- трудовых ресурсах (приводятся данные о наличии и потребно­сти в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подго­товка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);

- издержках производства (даются расчеты постоянных и пере­менных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки; приводятся обосновывающие расчеты с указанием приме­ненных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);

- экологической безопасности (излагаются мероприятия по обес­печению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

При составлении производственного плана используется доста­точно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом.

К такой инфор­мации относятся:

- структура и объем производственного аппарата, планируемого к использованию в рамках реализации проекта;

- номенклатура и объем производства продукции, услуг;

- технология производства продукции;

- организация производственных процессов в пространстве и вре­мени;

- показатели трудоемкости выполнения операций и тарифы по оплате труда рабочих основного производства;

- нормы загрузки и производительности оборудования;

- объем и характеристики используемого сырья, материалов, комплектующих изделий, в том числе их стоимость;

- потребное количество энергии, пара, топлива, сжатого воздуха и т.д. и стоимость единицы их потребления;

- перечень услуг сторонних организаций, необходимых для про­изводства и сбыта продукции;

- объем внутренних и внешних перевозок по всем видам грузов и транспорта, тарифы транспортных перевозок и др.

Производственный план необходим не только товаропроизводи­телю, но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эф­фективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологи­ческой экспертизы инвестиционных проектов.

Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе биз­нес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей; порядок координации, учета и контроля работ по реали­зации проекта; обязанности и ответственность отделов, служб и от­дельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделен­ных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта.

В данном разделе бизнес-плана отражается потребность в руко­водителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта; требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельно­сти, специальности и квалификации; условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специали­стов, их аттестации, организации повышения квалификации; усло­вия премирования, участия в распределении прибыли; другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.

Организационный план обычно состоит из следующих подраз­делов:

- организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и ис­полнителями);

- требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия и т.д.);

- система материального стимулирования и поощрения руково­дителей и специалистов.

Одна из основных задач, которая решается организационным планом, — планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта.

«Финансовый план» — один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестицион­ного проекта к реализации.

Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспечен­ности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отра­жает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожи­даемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

На первом этапе расчетов, исходя из сметной стоимости работ, составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) объекта и вводом его в эксплуатацию. В этом графике в составе ин­вестиций, связанных с вводом в действие основных фондов, учиты­ваются не только прямые затраты по смете, но и накладные расходы подрядчика и инвестора, а также отражается потребный объем инве­стиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. График составляется по годам реализации проекта, причем на первый год — в помесячном разрезе, на второй — в покварталь­ном, далее — в годовом.

На втором этапе расчетов обосновывается план доходов и расхо­дов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного про­екта. Он содержит такие показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как: валовой доход от реализации про­дукции (услуг), общий объем и состав основных текущих затрат; налоговые платежи; валовая и чистая прибыль; денежный поток. Этот расчет составляется так же, как и график потока инвестиций.

На третьем этапе расчетов определяется точка безубыточности (или точка критического объема реализации) по рассматриваемому инвестиционному проекту. Критический объем представляет собой уровень выручки, которая точно покрывает общие затраты и расходы по функционированию предприятия. Точка безубыточности показы­вает, при каком объеме продаж будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации. Другими словами, в точке безубыточности достигается равновесие: если реализовывать больше этого уровня, то предприятие получает чистую прибыль, если же меньше — чистые потери.

Для расчета точки безубыточности (ТБ) используют формулу:

ТБ = СПЗ : (ЧД - ПТЗ),

где СПЗ — сумма постоянных текущих затрат;

ЧД — уровень чистого дохода к объему продаж (%); ПТЗ — уровень переменных текущих затрат к объему продаж (%).

При расчете точки безубыточности объем производства прирав­нивается к объему реализации.

Сумма постоянных текущих затрат складывается из расходов по аренде и содержанию основных фондов; амортизации основных фондов; расходов на рекламу; других видов текущих затрат, сумма которых не изменяется при изменении объемов продажи или произ­водства.

Сумма переменных текущих затрат складывается из расходов на сырье и материалы; транспортных расходов; расходов по уплате про­центов за краткосрочный кредит; других видов текущих затрат, сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов продажи или производства.

На четвертом этапе расчетов определяется период окупаемости инвестиций в проект.

На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три до­кумента:

1) план доходов и расходов;

2) план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств);

3) план-баланс активов и пассивов.

План доходов и расходов содержит такие показатели, как: инвестици­онные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализован­ной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управ­ление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д., сумма валовой и чистой прибыли, размер налоговых и других платежей.

План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвести­ционного проекта. Если окажется, что для какого-либо периода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, для этого периода необходимо взять финансовые средства в кредит. Если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, возни­кает возможность использовать свободные финансовые средства (на­пример, сделать депозитный вклад в банк на возможный срок).

Важным моментом в прогнозировании сальдо реальных денег является определение размера денежных поступлений и затрат (вы­плат) по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). Иногда по вполне рентабельным инвестиционным проектам их инициаторы могут обанкротиться из-за того, что в определенный момент у них не окажется нужных денежных средств для расчетов по услугам и дол­гам. Если инвестор-предприниматель будет судить о своем успехе только по показателю прибыли, он также рискует просчитаться, так как деньги на балансе и банковском счете — это не то же, что при­быль.

Прибыль — это разность между выручкой (включая дебитор­скую задолженность) и произведенными затратами, т.е. потенциаль­ные денежные средства. Сальдо (остаток) реальных денег — это на­копленная разность между фактическим поступлением денежных средств и произведенными платежами, т.е. это фактические налич­ные суммы на расчетном счете в банке. Так, погашение долга инве­стором не отражается в его инвестиционных затратах или издержках производства, но уменьшает сумму реальных денег. Начисленная сумма амортизации относится на издержки производства, увеличи­вает себестоимость продукции, снижает прибыль, но не оказывает влияния на сальдо реальных денег.

В плане-балансе активов и пассивов находят отражение все сред­ства, вкладываемые инвестором в инвестиционный проект, и нерас­пределенная прибыль от его реализации. План-баланс составляется на основе данных плана доходов и расходов, плана денежных средств и характеризует стоимость собственного капитала, которая образуется как разность между ликвидными активами и пассивами (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, материалов и т.п.) и неликвидными (обору­дование, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность и т.п.).

Планы доходов и расходов, движения денежных средств и ба­ланс активов и пассивов служат основой проведения анализа финан­совых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного про­екта и выработки схемы его финансирования.

Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наи­более часто в практике используется самофинансирование. Само­финансирование не следует путать с самоокупаемостью. Отличитель­ной чертой самоокупаемости является возможность предприятия уплачивать налоги в бюджетную систему и финансировать простое воспроизводство. При самофинансировании предприятие за счет чистой прибыли и амортизации обеспечивает возмещение затрат по расширенному воспроизводству основных фондов и реализации социальных программ трудового коллектива.

Обычно при реализации крупных инвестиционных проектов собственных источников их финансового обеспечения недостает. В связи с этим возникает потребность в займах. Размер и формы займов указываются в плане движения денежных средств (денежных поступлений и выплат).

Формами заимствований могут быть:

- получение финансовых ресурсов путем выпуска акций;

- долговое финансирование (банковский кредит, ипотечные ссуды, размещение долговых обязательств);

- лизинговое финансирование, когда лизинговая компания при­обретает у изготовителя объекты основных средств и сдает их иници­атору инвестиционного проекта в пользование на правах лизинговой оплаты, в том числе с правом выкупа.

Под выбранную схему финансирования намечаются источники финансирования инвестиционной деятельности. При их определении руководствуются принципами рациональной структуры, оптимизации Соотношения собственных и заемных источников, соблюдения финан­совой устойчивости предприятия и максимизации суммы прибыли от инвестиционной деятельности.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных ресурсов можно использовать коэффициент само­финансирования, который определяется как отношение собственных средств предприятия к общей сумме инвестиций. Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%), иначе предприятие утрачи­вает финансовую независимость по отношению к заемным источникам финансирования.

Финансовую устойчивость, кроме показателя коэффициента само­финансирования, характеризуют коэффициент отношения собствен­ного капитала к сумме используемых активов и коэффициент соот­ношения собственных и заемных средств.

Финансовый план содержит оценку эффективности инвестицион­ного проекта. Система показателей этой оценки включает показатели:

- финансового состояния предприятия — характеризуют эффек­тивность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации инвестиционного проекта.

К ним относятся:

- прибыльность проекта,

- рентабельность капитала,

- показатели ликвидности и финансовой устойчивости;

Эффективности инвестиций в проект, которую в свою очередь характеризуют следующие показатели:

- срок окупаемости (РР),

- чистая текущая стоимость (NPV),

- индекс рентабельности (РГ),

- внутренняя норма доходности (IRR).

На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об. инвести­ровании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.

Раздел «Анализ рисков» бизнес-плана содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических послед­ствий и их конкретные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в на­логовой системе и т.д.).

Риски должны рассматриваться и оцениваться по отдельным их видам:

- риск существенной задержки начала реализации проекта (за­держка получения лицензии, несвоевременное выделение земельного участка и т.д.);

- риск несвоевременного завершения строительно-монтажных работ;

- риск превышения расчетной сметной стоимости строительно-монтажных работ по проекту;

- риск неосвоения (невыхода на запланированные объемы вы­пуска продукции в связи с несовершенством технологии, использо­вания устаревшего оборудования, падением спроса, возрастанием конкуренции и т.д.);

- риск снижения запланированного уровня эффективности деятель­ности и увеличения периода окупаемости капитала в связи с государ­ственным регулированием цен, налоговым регулированием и т.д.

Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются меро­приятия по предупреждению рисков и возможному снижению по­терь от них. Это может быть разработка профилактических мероприя­тий, предупреждающих риск, распределение негативных финансовых последствий рисков среди инвесторов и участников инвестиционного проекта, создание соответствующих резервных фондов и др. В случае внешнего страхования наиболее существенных рисков инвестирова­ния определяются затраты на страховку.

Обычно в данном разделе рассматриваются возможные формы выхода из инвестиционного проекта на любой стадии его реализа­ции, если фактический уровень риска значительно превысит расчет­ный и повлияет на эффективность затрат.

В разделе «Приложения» содержатся все необходимые и доста­точные данные, использованные при экономических обоснованиях и составлении бизнес-плана (паспортные характеристики применя­емого технологического оборудования и процессов, копии лицензий на производство, контрактов, экспертные заключения и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст биз­нес-плана.


Сейчас читают про: