Понятие открытой системы

Корпоративные информационные системы

Стратегические информационные системы

Поддержку принятия решений по реализации стратегических, перспективных целей развития предприятия обеспечивают стратегические информационные системы. Они помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование, позволяют сравнивать изменения, происходящие во внешнем окружении, с существующим потенциалом фирмы и обеспечивать среду телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, они способны предоставить информацию из самых разных источников.

Корпоративные информационные системы строятся на основе интеграции информационных систем разного назначения, дающих пользователю возможность работать как с локальными базами данных, так и с общей базой данных предприятия. Они поддерживают все стадии выпуска продукции, могут предоставлять информацию разной степени подробности для анализа, выбора стратегии принятия мер, получения результата, использования полученной информации снова для анализа до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.

ИС как человеко-машинная система должна осуществлять организационно-производственную деятельность предприятия, а не быть всего лишь сервисной прослойкой. Такие системы называют корпоративными информационными системами. Они управляют всеми бизнес-процессами предприятия, увязывают функции отдельных подразделений с движениями финансовых и товарных потоков по всей технологической цепочке управленческих процедур.

При современном бизнесе достижение значительного улучшения показателей (затраты, качество, уровень обслуживания, оперативность) требует фундаментального осмысления и перепроектирования бизнес-процессов (реинжиниринга). Следовательно, необходимы только такие ИС, которые отражают гибкие экономические модели, удовлетворяющие требования бизнеса. Они должны строиться для автоматизации не отдельных задач, а различных этапов бизнес-процессов организации, обладая свойствами расширяемости, интегрируемости и адаптируемости, возможностью распределенных вычислений и функционирования в гетерогенных средах.

Выбор технологий и стандартов при разработке системы решение, определяющее успех применения системы, возможности реинжиниринга, срок службы, переход впоследствии на новые более прогрессивные технологии.

Реинжиниринг - это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это - комплексное изменение действующих бизнес процедур и перепланирование операций, направленное на кардинальное снижение затрат, повышение качества продукции и более полное удовлетворение запросов потребителей. Определяющее значение при разработке информационной системы имеет выбор технологий и стандартов применяемых при решении задач. От правильности выбора будет зависеть успех применения системы, возможности реинжиниринга, срок службы, переход впоследствии на новые более прогрессивные технологии.

Открытыми называются системы, которые могут развиваться за счет технических и/ или программных средств, созданных на основе технологии, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Главное преимущество открытых систем в том, что они обеспечивают интероперабельность технических и программных средств различных производителей, то есть совместное их использование в едином проекте. Следование стандартам позволяет обеспечить интероперабельность как системных компонентов, так и различных взаимодействующих систем, межплатформенную совместимость программного обеспечения, приложений и данных в технологиях баз данных и т.д.

Открытость – это не только и не столько техническая категория, сколько определение глобального процесса стандартизации аппаратных и программных архитектур, направленных на достижение аппаратно-программной совместимости и переносимости продукции большого числа независимых поставщиков, это равное право для любого потенциального производителя и пользователя участвовать в разработке и коммерческой эксплуатации технического стандарта.

Существуют стандарты на операционные системы, языки программирования, сетевые протоколы и т.д. Для достижения совместимости следует использовать минимальный набор стандартных средств. Примером открытой системы может служить ПК IBM PC или компьютер, совместимый с ним. Большинство этих платформ использует одну и ту же ОС, и на них могут исполняться одни и те же прикладные программы.

Стандарты открытых систем чрезвычайно полезны для пользователей. Они являются фактором надежности вложения инвестиций, поскольку в случае краха одной из фирм-поставщиков остается огромный рынок совместимых программно-аппаратных средств, выпускаемых альтернативными поставщиками.

Открытые технологии имеют и отрицательные стороны. Открытые системы предполагают высокую степень стандартизации. Стандартизация – оружие обоюдоострое: с одной стороны, она упрощает “общение” компьютеров друг с другом, а с другой стороны – это тормоз прогресса. Всякая стандартизация означает консерватизм, так как затрудняет изменения. Это необходимо, чтобы стандарты оставались стандартами, чтобы разработчики успевали выпустить изделия или технологии, отвечающие этим стандартам, но в результате сильно тормозится развитие. Это противоречие сильно затрудняет работу конструкторов, но оно неизбежно. Альтернативы стандартизации нет, так что задача разработчиков - найти компромисс между консерватизмом стандартов и поступательным движением прогресса". Отсутствуют стандарты на наиболее современные и продвинутые решения (их не успевают стандартизировать).

Для создания стандарта необходимо создать формализованное описание аппаратных или программных компонентов, способов их функционирования, взаимодействия с другими компонентами, условий эксплуатации, ограничений и особых характеристик. В свою очередь, открытыми стандартами могут стать технологии, у которых есть общедоступные опубликованные описания, соответствующие стандартам. Стандарты принимаются после всестороннего обсуждения всеми заинтересованными сторонами и при достижении согласия.

Для реальных систем полная открытость является недостижимым идеалом. Как правило, даже в системах, называемых открытыми, этому определению соответствуют лишь некоторые части, поддерживающие внешние интерфейсы. Например, открытость семейства операционных систем Unix заключается, кроме всего прочего, в наличии стандартизованного программного интерфейса между ядром и приложениями, что позволяет легко переносить приложения из среды одной версии Unix в среду другой версии. Чем больше открытых стандартов при разработке системы, тем более открытой она является.

Ярким примером открытой системы является международная сеть Internet. Эта сеть развивалась в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к открытым системам. В разработке ее стандартов принимали участие тысячи специалистов-пользователей этой сети из различных университетов, научных организаций и фирм-производителей вычислительной аппаратуры и программного обеспечения, работающих в разных странах. Само название стандартов, определяющих работу сети Internet - Request For Comments (RFC), что можно перевести как «запрос на комментарии», - показывает гласный и открытый характер принимаемых стандартов. В результате сеть Internet сумела объединить в себе самое разнообразное оборудование и программное обеспечение огромного числа сетей, разбросанных по всему миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: