Таблица 11 Виды риска и способы его уменьшения
Вид риска | Способы уменьшения негативных последствий |
1. Коммерческий риск | Правильно определяйте и выдерживайте соотношение показателей финансовой деятельности. Найдите способ повысить рентабельность инвестиций в свой бизнес |
2. Риск неоптимального распределения ресурсов | Четко определите приоритеты в распределении ресурсов |
3. Экономические колебания и изменения спроса | Их нужно прогнозировать и учитывать в планах деятельности |
4. Действия конкурентов | Возможные действия конкурентов предвидеть на основе анализа их деятельности и учитывать в своих решениях |
5. Недовольство работников | Продумать социально-экономическую программу, создать благоприятную психологическую обстановку |
6. Финансовый риск, связанный с пассивностью капиталов | Капитал должен работать, а не лежать мертвым грузом (кредиты, участие в проектах) |
7. Ошибки менеджеров | Введите систему контроля и дублирования в узловых звеньях бизнеса |
8. Изменение цен, спроса, прибыли | Научно обоснованные прогнозы этих факторов для планирования |
9. Риск неправильно выбранного проекта | Тщательно проверьте все положительные и отрицательные стороны, просчитайте варианты |
10. Непредвиденные политические события, имеющие тяжелые последствия для данного бизнеса | Их не всегда можно предвидеть, но надо уметь собрать свои жизненные и психологические силы |
2. Риски, которые целесообразно страховать: пожар, другие стихийные бедствия; автомобильные аварии;
— риск уничтожения или порчи груза при транспортировке;
риск от вероятности нечестности служащих, что может нанести моральный и материальный ущерб предприятию;
риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего проекта; - риск приостановки деловой активности предприятия;
— риск от возможной смерти или заболевания руководителя, от которого зависит успех предприятия.
Для того чтобы уменьшить степень вероятности риска, существует множество способов. Главными из них являются:
1. Поиск партнеров среди тех предприятий, которые располагают дополнительной рабочей силой, информацией о рынке, достаточными финансовыми средствами.
2. Услуги внешних консультантов — экспертов в той узкой области, где риск наиболее вероятен.
3. Ориентировка на определенную категорию потребителей, охотно воспринимающих нововведения или на постоянных клиентов. Крупным предприятиям целесообразно осуществлять «рисковое» финансирование небольших предприятий, занимающихся освоением новинок.
4. Прогноз возможностей риска; выявить «узкие места» и источники риска, трезво оценить возможности предприятия, разработать альтернативные варианты осуществления программы.
5. Образование специального резервного фонда для самострахования за счет части оборотных средств.
6. Передача части риска другим лицам и организациям путем страхования бизнеса и служащих.