double arrow

Обязанности медицинской сестры Обязанности медицинской сестры отделения

Лечебно-охранительный и санитарно-гигиенический режимы

Внутренний распорядок терапевтического отделения

Устройство и оборудование терапевтического отделения

От профиля и категории больницы зависит количество коек терапевтического отделения (25, 60, 80 и т.д.).

Устройство терапевтического отделения предусматривает следующие лечебные и служебные помещения:

- Кабинет заведующего отделением.

- Ординаторская (кабинет врачей).

- Кабинет старшей медицинской сестры.

- Палаты для больных.

- Процедурные кабинеты.

- Манипуляционные кабинеты (клизменная).

- Ванная комната.

- Туалетные комнаты.

- Буфетная для раздачи пищи и столовая для больных.

- Кабинет сестры-хозяйки.

- Холлы (для дневного пребывания больных и родственников).

- Бельевая для хранения чистого нательного и постельного белья.

- Помещение для мытья и стерилизации суден.

- Помещение для хранения предметов уборки.

- Место для хранения оборудования для транспортировки больных.

Устройство палат в лечебном отделении также предусматривает обязательный перечень оснащения:

- Функциональные кровати.

- Прикроватные тумбочки.

- Общий стол и стулья для больных.

- Холодильник для хранения продуктов.

- Переносные ширмы.

- Индивидуальные электрические лампы.

- Индивидуальная сигнализация для экстренного вызова медицинского персонала.

С правилами внутреннего распорядка стационара поступающих больных и их родственников знакомят ещё в приёмном отделении больницы. Они должны быть ознакомлены с основными позициями больничного режима: часами подъёма, сна, дневного отдыха («тихого часа»), приёма пищи, временем обхода врачей и осуществления лечебно-диагностических процедур, посещения больных родственниками, а также со списком продуктов, разрешённых и запрещённых для передачи больным.

Медицинский персонал должен обеспечить контроль и выполнение в стационаре лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режимов (табл. 3-1).

Создание и обеспечение лечебно-охранительного режима входит в обязанности всего медицинского персонала. Он включает в себя следующие элементы.

Режим Цель Мероприятия
Санитарно-гигиенический Профилактика возникновения и распространения нозокомиальной (греч. nosokomeion — больница; внутрибольничной) инфекции Санитарно-гигиеническая обработка поступающих больных, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием лечебного учреждения и личной гигиеной пациентов, смена белья, термометрия, дезинфекция, стерилизация
Лечебно-охранительный Обеспечение физического и психического покоя больных Соблюдение правил внутреннего распорядка стационара, режима физической активности (индивидуального режима больного) и принципов медицинской этики

Обеспечение режима щажения психики больного:

- Строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня.

- Обеспечение режима рациональной физической (двигательной) активности. Психологический покой больного обеспечивают путём соблюдения следующих правил.

- Создание тишины в отделении: следует разговаривать негромко, не заниматься уборкой помещений во время дневного и ночного отдыха больных, не разрешать больным громко включать радио и телевизор.

- Создание спокойного интерьера: пастельные тона окраски стен, мягкая мебель в холлах, цветы.

- Соблюдение основных принципов медицинской этики.

Необходимо требовать от больных соблюдения распорядка дня в отделении и не нарушать его самим: нельзя будить больного раньше установленного времени, необходимо вовремя выключать телевизор в холле и следить, чтобы после 10 ч вечера были выключены радиоприёмники и телевизоры в палатах.

Режим дня (табл. 3-2) создаёт благоприятные условия для выздоровления больных, так как при его выполнении соблюдается режим питания больных, чётко выполняются лечебные назначения и санитарно-гигиенические мероприятия.

Важным элементом лечебно-охранительного режима выступает рациональное ограничение физической (двигательной) активности больных. В первую очередь это относится к тяжелобольным, страдающим, например, такими заболеваниями, как гипертоническая болезнь в период обострения (гипертонический криз), инфаркт миокарда, тяжёлая сердечная недостаточность. В подобных случаях неадекватное повышение двигательной активности может привести к нежелательному увеличению функциональной нагрузки на тот или иной орган (сердце, головной мозг, печень).

Время Мероприятие
7.00 Подъём
7.00-7.30 Измерение температуры тела
7.30-8.00 Утренний туалет
8.00-8.30 Раздача лекарств
8.30-9.30 Завтрак
9.30-12.00 Врачебный обход
12.00-14.00 Выполнение врачебных назначений
14.00-14.30 Обед
14.30-16.30 «Тихий час»
16.30-17.00 Измерение температуры тела
17.00-17.30 Послеобеденный чай
17.30-19.00 Посещение родственников
19.00-19.30 Раздача лекарств
19.30-20.00 Ужин
20.00-21.30 Свободное время
21.30-22.00 Вечерний туалет
22.00-7.00 Сон

Индивидуальный режим больного

Индивидуальный режим больному назначает врач; конкретная разновидность зависит от состояния пациента (степени тяжести заболевания) и характера заболевания:

- Строгий постельный режим - больному категорически запрещено активно двигаться в кровати и тем более вставать; уход за пациентом осуществляют палатная медсестра и младший медицинский персонал (кормление, личная гигиена, поднос судна и пр.).

- Постельный режим - больному запрещено вставать с кровати, разрешено поворачиваться и сидеть в кровати. Уход за пациентом; осуществляют палатная медицинская сестра и младший медицинский персонал (кормление, личная гигиена, поднос судна и пр.).

- Полупостельный режим - больному запрещено выходить из палаты, разрешено садиться в кровати и на стул для приёма пищи, утреннего туалета, пользоваться креслом-судном. Разрешается приём пищи в положении сидя.

- Палатный режим - больному разрешаются передвижение по палате и мероприятия личной гигиены в пределах палаты. Половину дневного времени пациент может проводить в положении сидя.

- Общий («свободный») режим - больному разрешено ходить по отделению и в пределах больницы (коридор, лестница, больничная территория).

Для посещений больных родственниками должно быть оборудовано специальное помещение (коридор или отдельная комната). Медицинская сестра обеспечивает организацию посещения пациентов и следит за содержанием передач родственников, имея список больных с назначенным им номером лечебной диеты, а также контролирует количество и качество приносимых продуктов питания. В комнате, где осуществляют приём передач для больных, должны быть вывешены списки разрешённых и запрещённых продуктов.

Для хранения пищи, принесённой из дома, пациентам выделяют тумбочку (для сухих продуктов) и место в холодильнике (для скоропортящихся продуктов). В холодильниках продукты должны храниться в целлофановых пакетах с указанием фамилии пациента и номера его палаты. Ежедневно медицинская сестра проверяет пищевые продукты и в случае обнаружения признаков порчи или просроченной даты использования выбрасывает их в ёмкость для пищевых отходов.

Рабочее место медицинской сестры отделения (т.е. палатной медицинской сестры) - сестринский пост - рассчитано на каждые 25-30 коек; оно должно быть оборудовано соответственно обязанностям медицинской сестры:

- Стол, настольная лампа, телефон.

- Средства, обеспечивающие связь с тяжелобольными (световое табло, звонок, местная телефонная связь, список служебных телефонов).

- Шкафы (в том числе холодильник) для хранения лекарств.

- Шкаф для хранения медицинской документации.

- Место для хранения инструментов и перевязочного материала.

- Место для хранения предметов для ухода за больными (термометры, грелки, посуда для сбора анализов и пр.).

- Место для хранения предметов, с помощью которых медицинская сестра осуществляет антропометрию.

- Передвижной столик для раздачи лекарственных средств. Пост палатной медицинской сестры обычно располагается в коридоре отделения. Палатная медицинская сестра непосредственно работает на посту, выполняет врачебные назначения и проводит сестринский уход за больными.

Обязанности палатной медицинской сестры следующие:

- Общая оценка состояния больного (общее состояние, положение больного в постели, состояние сознания больного, антропометрия) и контроль за состоянием больных (термометрия, следование пульса и подсчёт ЧДД, измерение суточного диуреза с обязательной фиксацией полученных данных в соответствующей медицинской документации).

- Контроль за общим гигиеническим состоянием больного, в то числе осмотр на наличие педикулёза, наблюдение за личной гиеной больного и чистотой в палатах, кварцевание палат.

- Организация (в том числе осуществление) ухода за больным оказание при необходимости первой доврачебной помощи.

- Ведение медицинской документации, направление пациентов клинико-диагностические исследования по назначению врача.

- Осуществление сбора биологического материала для анализов контроль за своевременным получением результатов лабораторных исследований.

- Транспортировка, сопровождение больных на лечебные и диагностические процедуры и в палаты.

- Контроль за выполнением больными режима питания и прав внутреннего распорядка.

- Контроль за работой младшего медицинского звена.

- Осуществление ежедневного контроля за обеспечением медицинского поста необходимыми лекарственными средствами предметами по уходу.

- Санитарно-просветительная работы среди больных, контроль посещением больных родственниками и соответствием лечебному режиму приносимых ими продуктов.

Обязанности младшей медицинской сестры

Младш. медсестра с целью создания благоприятных условий в палате строит свою работу в зависимости от распорядка дня.

К подъему больных, т.е. к 7 ч утра, младшая медсестра должна быть в отделении с инвентарём для утреннего туалета больных и уборки помещения. Она включает свет в палатах. Пока палатная медицинская сестра измеряет температуру тела, младшая медсестра проветривает помещения, открывает окна, фрамуги. Ослабленным больным младшая медсестра подаёт таз и воду для умывания, тяжелобольных умывает сама. Она выносит плевательницы, судна, перестилает постели, некоторым больным подаёт подкладные судна и мочеприёмники. До завтрака она же контролирует сбор мочи или кала для лабораторных исследований. Младшая медсестра подмывает тяжелобольных, страдающих недержанием мочи или кала. После этого она готовит всё необходимое для уборки помещения.

Перед завтраком больных младшая медсестра переодевается и тщательно моет руки. Во время завтрака она помогает палатной медсестре кормить больных. После завтрака младшая медсестра приступает к уборке палат. К обходу врача в палате должно быть чисто.

После обеда младшая медсестра проводит влажное подметание с дезинфицирующим раствором и проветривание. В зависимости от сезона во время дневного сна желательно оставлять открытыми фрамуги или форточки. Младшая медсестра должна следить, чтобы в это время (во время «тихого часа») было тихо: запрещены все виды уборки, громкие разговоры, хождение, хлопанье дверями, телефонные разговоры. Сон больного не должен нарушаться: он помогает ослабленному организму восстановить силы. После сна младшая медсестра поит больных чаем.

После ужина младшая медсестра протирает пол влажной тряпкой, проветривает палату, помогает палатной медсестре выполнять вечерние назначения (ставить клизмы, подмывать тяжелобольных и др.). Затем она укрывает тяжелобольных одеялом и выключает свет в палатах.

После отхода больных ко сну мл. медперсонал должен наблюдать за сном больных, особенно тяжёлых и беспокойных п-ов.

Общая оценка состояния больного

Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:

- Общее состояние больного.

- Положение больного в постели.

- Состояние сознания больного.

- Антропометрические данные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: