double arrow

Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения


Повышение уровня общественного здоровья, качества и эффективности медицинской помощи - основные задачи здравоохранения. Выполнить их можно только с помощью финансирования деятельности медицинской службы из различных источников. Важнейшим направлением в этом отношении является определение эффективности здравоохранения, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и научно-исследовательских мероприятий в области охраны здоровья населения.

Существуют два основных подхода к определению эффективности оздоровительной работы:

  1. Результативно-целевой (сравнение результата с конечной целью, нормативом, планом);
  2. Результативно-затратный (соизмерение результата с затратами на его получение).

В здравоохранении различают 3 вида эффективности - социальную, медицинскую и экономическую.

Социальная эффективность заключается в повышении общественной роли здравоохранения, связанной непосредственно с повышением уровня здоровья и качества медицинской помощи, а выражается конкретно в снижении негативных показателей здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности) и повышении позитивных (физического развития, рождаемости, средней продолжительности жизни и др.).

Медицинская эффективность заключается в оценке результативности различных способов диагностики, лечебных процедур, в том числе лекарственных средств, и, наконец, различных мер профилактики, в частности специфической (прививок). Она может выражаться через различные показатели качества и эффективности деятельности медицинских учреждений (сокращение средних сроков диагностики, средней длительности заболевания, пребывания больного в стационаре). О медицинской эффективности говорят и повышение процента благоприятных исходов заболеваний, снижение уровня инвалидизации и летальности, оптимальное использование коечного фонда, медицинского оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.

Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения приоритетной. Проблему экономической эффективности можно рассматривать, во-первых, с точки зрения влияния здравоохранения на рост производительности труда и национального дохода, а во-вторых, с точки зрения повышения экономической эффективности использования средств в самом здравоохранении. Экономическая эффективность выражается в определении стоимости дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств, а также в установлении экономического ущерба от повышения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти и т. п. Она определяется как отношение результата (в стоимостных показателях) к затратам.

При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляются количество дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в результате предотвращения заболеваний, травматизма, инвалидности, смертности, и стоимость каждого дня.

Основными причинами, отрицательно влияющими на деятельность системы здравоохранения, являются следующие.

1. Негативные тенденции в демографических процессах, неблагоприятный прогноз развития демографической ситуации.

2. Отсутствие необходимой законодательной основы здравоохранения. Не приняты законы, регулирующие деятельность государственного, муниципального и частного звена системы здравоохранения.

3. Несовершенство системы управления, которое проявляется в организационной разобщенности многих государственных структур, занимающихся вопросами охраны здоровья населения.

4. Недостатки в системе планирования, обусловленные радикальными изменениями политических и социально-экономических условий в стране.

5. Кризисные явления в системе финансирования отрасли, вызванные острой нехваткой бюджетных ассигнований. Неоправдавшиеся надежды на введение обязательного медицинского страхования.

6. Несовершенство инфраструктуры медицинской помощи, недостатки в функционировании основных ее звеньев.

7. Недостаток нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальную деятельность учреждений здравоохранения в условиях социально-экономических преобразований, новых рыночных отношений.

8. Несовершенная инновационная и кадровая политика в области здравоохранения (особенно заметная в условиях острого дефицита средств на науку, возрастающих требований к профессиональному уровню медицинских и фармацевтических работников, лицензирования и сертификации).

9. Несогласованность и разобщенность в деятельности государственных, общественных и религиозных организаций, занимающихся вопросами здравоохранения.

Реформа первичной медико-социальной помощи

Реформу здравоохранения необходимо начинать с создания системы первичной медико-социальной помощи (ПМСП).В основу организации ПМСП должны лечь принципы, признающие здоровье материальной ценностью, товаром, который имеет стоимость, а систему здравоохранения - ресурсосберегающей производительной силой общества.

Приоритет ПМСП в развитии системы охраны здоровья населения оправдан, поскольку именно она должна обеспечить:

  • гарантированный минимум медицинской, психологической и социальной помощи;
  • доступность медицинских и социальных услуг для всех слоев населения;
  • комплексность обслуживания (примерно 80% проблем, возникающих у населения, должны решаться в этом звене отрасли);
  • согласованность с другими службами здравоохранения (стать системообразующим фундаментом для специализированных служб);
  • непрерывность наблюдения (ведения) пациентов в различных лечебно-профилактических учреждениях;
  • информированность пациентов о состоянии их здоровья, методах и ожидаемых результатах лечения.

Приоритетное развитие ПМСП требует ориентации деятельности медицинских учреждений не только на оказание медицинской (профилактической, лечебной, реабилитационной) помощи, но и на оказание социальной и психологической помощи населению.

Основой для реализации прав пациентов, отдельных контингентов и общества в целом на здоровье станет служба ПМСП, а врач ПМСП - ее ключевой фигурой. Работники ПМСП - это врачи общей практики (ВОП), семейные врачи, медицинские сестры общей практики, семейные медицинские сестры, семейные фельдшера, психологи, социальные работники. Осуществление ПМСП по принципу врача общей практики (семейного врача) позволит начать новый этап в решении вопросов охраны здоровья, улучшения качества и увеличения продолжительности жизни населения.

Компьютерное информационное обеспечение учреждений ПМСП позволит повысить эффективность их работы. Наряду с использованием имеющихся амбулаторно-поликлинических учреждений целесообразно создание городских врачебных амбулаторий или микрополиклиник, максимально приближенных к месту жительства пациентов; учреждений медико-социального профиля - центров амбулаторной хирургии, центров укрепления психического здоровья, домов сестринского ухода, геронтологических центров, центров здоровья, хосписов и др.

ПМСП должна базироваться на принципах бригадной формы работы врачей общей практики и сотрудничества с другими врачами-специалистами. Для этого необходимо определение ее потребности в различных категориях персонала. Так, за рубежом соотношение врачей общей практики (семейных врачей) и среднего медперсонала в системе ПМСП составляет 1: 8 или 1: 11 (у нас - 1: 2, 6). В перспективе в штат учреждений ПМСП войдут сестры милосердия, на которых, в частности, будут возложены функции контроля и координации работы общественных и добровольных организаций, оказывающих медико-социальную помощь различным категориям населения (пожилые, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери и др.).

Экономика здравоохранения. Источники финансирования. Структура распределения и финансовый план учреждения. Понятие о стоимости медицинских услуг. Платные и бесплатные виды медицинской помощи

Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-социальное обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения. Экономика анализирует формы проявления экономических законов в здравоохранении, роль отрасли в экономике национального хозяйства, эффективность, методы рационального и эффективного использования материальных финансовых и кадровых ресурсов.

Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения и сметемедицинского учреждения.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется на показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю экономическую жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной Думой и приобретает силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных (области, края, города, района) бюджетов.

Смета- это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.

Объем ежегодного расхода ЛПУ устанавливается по данным бухгалтерии, исходя из статей сметы, которая составляется по установленной форме и финансируется из госбюджета в соответствии с установленными нормами.

Смета составляется по единой форме: наименование и полный адрес учреждения; название бюджета (республиканский, местный); раздел и параграф бюджетной классификации. Смета состоит из 3 частей:

  1. показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек, число посещений), штаты;
  1. расчеты по каждой статье расходов;
  1. сводка расходов по статьям (18 статей).

Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11 и 17 упразднены).

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату.

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных работ.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

В перспективе предполагается оставить лишь 3 укрупненные статьи, предусматривающие затраты на заработную плату, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение экономической эффективности медико-профилактических мероприятий и медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи, ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии производительных сил.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов самоуправления и вышестоящей организации; добровольные взносы предприятий и благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план (или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального развития.

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти услуги.

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).

Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для оказания платных медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:

  • цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и качество;
  • цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид товаров и услуг;
  • цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально работающему предприятию;
  • цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение качества продукции и услуг;
  • цена - это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость - это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль.

Себестоимость рассчитывается за предшествующий период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям, категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость - это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.

Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.


Сейчас читают про: