Уровни устойчивого развития

Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 2006.

Литература

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. М.: Мир. 1991.

Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. К.,:София, М.: ИД Гелиос, 2002.

Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М. 1983.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое управление?

2. Какие диссипативные структуры вы знаете?

3. Что такое брюсселятор?

4. Каково соотношение управления и самоорганизации в социальных системах?


Лекция №11

Реализация концепции устойчивого развития должна учитывать несколько уровней: локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Рассмотрим это на примере нашего региона.

Вопросы устойчивого развития Калининградской области находят отражение в ряде международных, национальных и региональных документов. Естественно, концептуальная база устойчивого развития любого региона заложена в международных документах, например, Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Это глобальный уровень устойчивого развития.

Межгосударственный уровень связан со стратегиями устойчивого развития стран-соседей и групп стран, к которым относится государство.

Так, для Калининградской области принятая Советом государств Балтийского моря «Балтика 21» - Повестка на 21 век для региона Балтийского моря.

«Балтика 21» принята на 7-й Сессии Министров Совета государств Балтийского моря в июне 1998 года. В этом документе концепция устойчивого развития названа «способом согласовать две различные и иногда противоречивые группы целей «развитие – рост – прогресс» и «стабильность – безопасность – окружающая среда»[69].

«Балтика 21» акцентирует внимание на семи сферах, наиболее важных с экономической и экологической точек зрения. Это сельское хозяйство, энергетика, рыболовство, леса, промышленность, туризм и транспорт.

Особое эксклавное положение заставляет учитывать также национальные документы Польши и Литвы[70]. Членство названных стран в Евросоюзе означает, что для решения вопросов устойчивого развития необходимо принимать во внимание соответствующие документы ЕС, например, Орхусскую конвенцию (конвенцию Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»), положения Лиссабонского договора («Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества») относительно борьбы с глобальным изменением климата. Имеются также документы, посвящённые устойчивому развитию городов. Это подготовленные Программой ООН по населённым пунктам (ООН - Хабитат) «Стамбульская декларация по населённым пунктам», «Повестка дня Хабитат» и «Декларация о городах и других населённых пунктах в новом тысячелетии».

Национальный уровень связан с такими документами, как Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, проект Стратегии устойчивого развития и Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Региональный уровень связан со стратегией развития области[71]. Она содержит раздел «Устойчивое развитие региона», в котором анализируются негативные факторы, затрудняющие развитие Калининградской области (например, несоответствие отраслевой структуры изменившимся экономическим и социальным условиям, зависимость от поставок сырья и энергии извне, слабые кооперационные внутренние связи, сложная экологическая обстановка, негативный имидж региона в России и за рубежом). Выделяются благоприятные предпосылки развития области: близость к европейским рынкам, сравнительная развитость транспортной инфраструктуры, наличие незамерзающих портов, рекреационный потенциал побережья, миграционный поток трудовых ресурсов, развитость международных связей, а также научный, образовательный и трудовой потенциал. Требования к концепции устойчивого развития региона сформулированы в этом документе таким образом:

1) необходимо одновременное решение задач экономического, экологического и социального плана;

2) параллельно должны учитываться задачи развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

3) важно принимать во внимание геополитические условия развития региона;

4) отраслевая структура должна учитывать внутренние ресурсы области и обеспечивать улучшение экологической ситуации;

5) необходима экологизация экономической деятельности, изменение структуры общественного и личного потребления;

6) существенное значение имеет совершенствование методов управления на уровне региона, муниципального образования и хозяйствующего субъекта;

7) важно формирование баланса целей экономического, социального и экологического развития области.

При этом Стратегия в качестве индикаторов развития региона называет производство валового регионального продукта на душу населения, показатели производства продукции ведущих отраслей экономики; продолжительность жизни, заболеваемость, душевой доход, дифференциация доходов, уровень образования, занятость, уровень преступности; состояние экосистем, соответствие элементов природной среды нормативам, соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием, состояние охраняемых территорий.

Своё понимание целей устойчивого развития Калининградской области содержится в проекте Схемы территориального планирования Калининградской области, разработанном институтом Ленгипрогор в 2008 г. В этом документе упоминается три группы таких целей:

· обеспечение роста экономики области с выделением основных приоритетных направлений секторов экономики, повышение инвестиционной привлекательности территории;

· повышение уровня жизни и условий проживания населения;

· достижение долговременной экологической безопасности, рациональное использование всех видов ресурсов[72].

Заметим, что в некоторых работах предлагается выделять уровни устойчивого развития иным образом, следуя не по территориальному, а по отраслевому принципу, например: уровень отдельного хозяйствующего субъекта; отраслевой уровень; региональный уровень; страновой (государственный) уровень; глобальный уровень[73].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: