Показатели устойчивого развития региона

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию для ООН в 1987 г. «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Интерес к проблемам устойчивого развития связан прежде всего с усугублением ряда экологических проблем в 70-80-х годах двадцатого столетия (изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение природных ресурсов, и т.д.)

Упомянутая выше Концепция перехода РФ к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. и была принята по рекомендации ЮНСЕД. В данном документе постулировалась необходимость осуществления в России последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, то есть эколого-допустимой, не выходящей за пределы емкости экосистем – одно из центральных направлений становления устойчивого общества. Пока не существует удовлетворительного научно обоснованного подхода к созданию полностью биосферосовместимого хозяйства. Хозяйственная деятельность в 20 веке, направленная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной для человека и природы. Но до сих пор биосферосовместимая хозяйственная деятельность выглядит скорее как утопия и неясны пути и механизмы ее формирования. Необходимо создание новой модели хозяйствования равновесной или устойчивой экономики, базирующейся на принципах всесторонней и полной интенсификации и экологизации.

Идея устойчивого развития тесно связана с проблемами безопасности в целом, поскольку модель устойчивого развития является одновременно и моделью безопасного развития. Поэтому необходимо на государственном уровне обеспечить взаимосвязь и взаимозависимость решений, связанных с обеспечением безопасности с решениями по обеспечению устойчивого развития.

Основные принципы обеспечения безопасности через устойчивое развитие:

- Процесс глобализации обеспечения безопасности. Проблемы безопасности существенно меняются в рамках развернувшихся процессов глобализации. Понятно, что меры, направляемые на обеспечение безопасности отдельных объектов, обществ, государств одновременно должны способствовать и глобальной безопасности, то есть безопасности всего человечества. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, необходимо в первую очередь обеспечение безопасности естественной природной среды. Действия по обеспечению безопасности любого объекта не должны противоречить международно-глобальным принципам устойчивого развития.

a. С истемно-синергетический характер безопасности – означает, что обеспечение безопасности объединяет в целостную систему как минимум три сферы человеческой деятельности – экономическую, социальную и экологическую и ориентируется на три генеральные цели: обеспечение экономической эффективности, достижение социальной справедливости и следование экологическим императивам, что в совокупности должно дать синергетический эффект устойчивой безопасности.

b. Опережающий характер обеспечения безопасности. Развитие перестает быть стихийным процессом, требующим защиты от внешних и внутренних угроз, а становится самоорганизующимся устойчивым безопасным развитием, в рамках которого возможно заранее предвидеть и предотвращать угрозы внутреннего и внешнего характера.

c. Информационно-консенсусный характер обеспечения безопасности. В обществе устойчивого развития среди механизмов обеспечения безопасности военно-силовые средства не являются основными, на первый план выходят рационально-консенсусные средства, имеющие информационную природу. Предотвращение войн и вооруженных конфликтов, устранение реальных угроз должны достигаться урегулированием спорных вопросов, согласительными средствами.

d. Ноосферные ориентиры безопасности. Общей целью устойчивого развития является формирование и становление сферы разума, ноосферы, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человечества, живущего в гармонии с природой. На учении о ноосфере фактически строится сегодня концепция устойчивого развития

e. Рационализация механизмов обеспечения безопасности.

Для России переход к устойчивому развитию является особенно актуальным. К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов не отвечает современным экологическим требованиям, а 16 процентов ее территории, где проживает больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. В связи с этим повышается роль государства – гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности.

В процессе перехода к устойчивому развитию необходимо последовательное решение ряда принципиальных задач:

- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

- добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально - экономической системы и ее отдельных элементов;

- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".

На региональном уровне необходимо:

- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия;

- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Целевые ориентиры перехода к устойчивому развитию могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.

Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).

В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.

В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров - показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: