Тенденции развития отрасли в 21 веке

До недавнего времени в соответствии с Федеральные законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории РФ допускалось создание двух типов особых экономических зон (далее – ОЭЗ) – промышленно-производственных и технико-внедренческих. С принятием поправок в закон появилась возможность создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

Изменения, внесенные ФЗ от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ, затрагивают, в том числе, и отдельные вопросы организации ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. В частности, для технико-внедренческих ОЭЗ увеличен размер общей площади территории, используемой под ОЭЗ, а именно – три квадратных километра вместо ранее существовавших двух.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются в целях развития отечественного туризма и санаторно-курортной сферы. Такие зоны могут создаваться на одном либо нескольких участках территории, определенных Правительством РФ. При этом ОЭЗ может охватывать территории нескольких муниципальных образований или даже включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

На территории туристско-рекреационных ОЭЗ разрешено осуществление таких видов деятельности, как:

- разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и иных природных лечебных ресурсов;

- промышленный розлив минеральных вод, лечебных грязей и иных природных ресурсов, а также иные виды деятельности, предусмотренные соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Также на территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа допускается размещение объектов жилищного фонда.

На момент создания туристско-рекреационной зоны земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, а также могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Резиденты туристско-рекреационных зон вправе осуществлять в ОЭЗ только туристско-рекреационную деятельность. Под таковой понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристическая деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральной воды.

Конкурс на создание туристско-рекреационных зон может быть проведен уже этим летом. Для начала планируется создание трех-четырех таких зон, которые вероятнее всего буду расположены в районе озера Байкал, на Черноморском побережье, а также в центре России, например, в Калужской или Вологодской областях.

Считается, что создание туристско-рекреационных зон станет основой для развитий сферы российских туристических услуг. Основной целью внесения таких изменения служить создание и развитие инфраструктуры объектов туризма, удовлетворение потребностей российских граждан и иностранных туристов в качественном отдыхе на территории Российской Федерации. За счет привлеченных инвестиций предполагается поднять внутренний туризм на такой уровень, что в будущем он сможет составить конкуренцию международному туризму

Концепция устойчивого развития туризма

Уже достаточно было сказано о том, что туризм быстро развивается, что приносит с собой это развитие. Но что будет дальше? По оценкам ВТО в 2010 году число туристов составит 937 млн. чел. Численность населения мира приблизится к отметке 7 млрд. Нагрузка на все сферы Земли колоссальнейшая, объемы потребляемых ресурсов очень высоки. Все старания человечества направлены на активное внедрение повсеместно принципов устойчивого развития, устранение или смягчение социально-экономической напряженности в ряде стран. Большое внимание уделяется туризму как одной из наиболее эффективных сфер деятельности человека в области экономического, а сейчас уже можно сказать и экологического развития.

Почему-то решения серьезных проблем начинают искать после того, когда вредное воздействие того или иного явления уже станет хорошо заметно, поэтому в будущем туризм должен, используя сценарии устойчивого развития, использовать стратегическое планирование, моделирование, для того, чтобы ещё в теории предвидеть возможные отрицательные последствия его развития и соответственно избежать их. Это одно из важных требований к будущему устойчивого развития туристской индустрии. Туризм должен включаться в национальные сценарии территориального планирования, особенно при размещении новых инфраструктур.

Следует поощрять дальнейшее использование таких инструментов, как геоинформационные системы (ГИС) и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). В туристской сфере должны использоваться системы экологического менеджмента. Эта деятельность включает разработку и применение механизмов поддержки усилий по уменьшению загрязнений, совершенствование сертификации и маркировки.

Считается, что использование новых технологий при перевозке и обслуживании туристов может стать весомым аргументом в конкурентной борьбе. Важным станет и развитие информационного освещения туризма. Широкое распространение Интернета делает возможным как доступ ко всем предлагаемым на рынке туристским услугам почти в любой стране мира, так и к материалам международных организаций, реализующих на практике концепцию устойчивого развития в туризме. Все это постепенно приведет к вытеснению сначала самых вредных и интенсивных по потреблению видов туристской деятельности, причем это должно происходить одновременно среди всех участников туристского рынка. Потом под влиянием государственных правовых мер и предпочтений туристов все большее развитие должны получить формы устойчивого туризма. Но нельзя рассматривать туристскую среду как единственную в области продвижения идей устойчивого развития, наоборот для успешной и более быстрой реализации концепции устойчивого развития, требуется синхронное взаимодействие и отраслей промышленности, и сельского хозяйства, и сфер науки и образования, только в этом случае можно гарантировать успех.

Другое направление будущего развития туризма, это уменьшение разрыва между богатыми и бедными, повышение уровня жизни в развивающихся странах. Потому что, правильное развитие индустрии туризма может способствовать и увеличению благосостояния, и снятию социальной напряженности. Но это потребует определенных усилий и жертв со стороны международных организаций и развитых стран. Но все это нужно для общего устойчивого развития.

21 в. - это время колоссальных изменений, одним из важнейших должно стать распространение устойчивого туризма как единственно возможного. Будет происходить дальнейшая интеграция всех сфер туризма основанная на принципах концепции устойчивого развития. На примере, это может выглядеть следующим образом: турист прибывает к месту отдыха на транспорте, который имеет минимальные показатели шума и выбросов, размещается в гостинице, где все услуги строго лимитируются и все материалы подлежат повторному использованию, продукты питания предоставляются сельскими хозяйствами, где не используются пестициды и другие химикаты.

Хотя для перехода всех видов туризма на путь устойчивого развития потребуется достаточно много усилий, принятие различных, часто строгих и непопулярных мер. Но как показывает опыт развития экологического туризма, устойчивость является вполне достижимой целью.

Главное, чтобы движение к устойчивому туризму шло с двух сторон. Туристы должны объективно оценивать все свои запросы, быть готовыми к потреблению новых услуг. А принимающей и обслуживающей стороне следует внедрять и рекламировать все формы, основанные на концепции устойчивого развития. Тогда достижение заветной цели станет более реальным.

В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально‑экономического развития. Он обеспечивает занятость более 250 млн. человек, то есть каждого восьмого работника в мире.

При всем впечатляющем росте индустрии гостеприимства именно качественные сдвиги в туристском спросе и предложении определяли развитие международного туризма в последние десятилетия. В середине 80‑х гг. в туристском спросе западноевропейских государств проявились новые тенденции. Они были обусловлены рядом факторов экономического и социального порядка, а также изменениями в психологии современного человека. Решающее влияние на структуру туристского потребления оказало ухудшение экономической конъюнктуры. Кризис, охвативший индустриально развитые страны, сопровождался резким падением покупательской способности населения.

Перемены в социальной сфере, связанные с ухудшением экономической конъюнктуры, в свою очередь, сказались на характере туристского спроса. Был снижен возраст выхода на пенсию, удлинен отпускной период, сокращена рабочая неделя и введен гибкий график работы. Эти меры, направленные на сглаживание сложившихся диспропорций на рынке труда, одновременно способствовали увеличению фонда свободного времени населения и расширению круга потенциальных потребителей туристских услуг.

Наконец, современный характер туристского спроса складывается под воздействием субъективных факторов. С появлением новых ценностей в психологии человека происходят глубокие перемены. Они обусловлены следующими моментами: более свободным, непосредственным самовыражением и самоутверждением личностью своих физических и духовных данных; пересмотром отношений с другими индивидуумами, социальными группами и учреждениями; формированием иного отношения к природе.

Рассмотренные факторы определили глубокие сдвиги в туристском потреблении. С увеличением объема свободного времени на фоне ухудшения общеэкономической ситуации в рекреационном поведении населения обнаруживаются две главные тенденции – дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок. В начале 80‑х гг. в Австрии и Великобритании свыше 20% населения выезжали на отдых летом и зимой, а 10% отправлялись в путешествия три и более раз в год. Аналогичная ситуация сложилась в Италии, Германии, других развитых странах Европы.

Туры стали менее продолжительными, но более частыми. В западной литературе это явление получило название «путешествия с интервалами», которые пользуются спросом в течение всего года с некоторым оживлением в апреле, сентябре‑октябре и феврале, помогая решить одну из самых острых проблем туристской отрасли – сгладить сезонную неравномерность в работе предприятий транспорта, размещения, общественного питания.

Другая тенденция – расширение туристского спроса пожилых людей. На первый взгляд, туризм лиц старше 55 лет может показаться парадоксом, так как выход на пенсию и обеспечивает заслуженный отдых. Однако углубленное изучение потребностей разных возрастных групп населения свидетельствует, что такая проблема не только существует, но стоит очень остро. В отличие от занятой части населения, для которой туризм – это отдых, позволяющий отойти от повседневных забот и восстановить свою работоспособность, для пенсионеров, располагающих значительным свободным временем, турпоездка – форма активного образа жизни. Данное обстоятельство, в частности, объясняет наличие туристского рынка лиц старшего возраста – «туризм третьего возраста».

Наконец, коренные изменения происходят в стиле отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже, хотя и остается наиболее распространенной формой проведения отпуска, все в меньшей и меньшей степени отвечает процессу растущей диверсификации индивидуальных запросов. На смену «трем S» море‑солнце‑пляж (Sea‑Sun‑Sand) постепенно приходит формула «три L» национальные традиции‑пейзаж‑досуг (Lore‑Landscape‑Leisure). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые утверждаются в психологии человека и получают выражение в поведении и мышлении современного туриста.

Последние десятилетия в секторе туризма были отмечены углублением специализации, нарастанием процессов концентрации производства, переходом на новые технологии. В туризме, как и в других отраслях экономики, специализация стала важным принципом организации работы предприятий. Среди многих направлений деятельности фирма выделяет для себя главные, концентрируя на них основные усилия. Эти направления специализации соответствуют определенным сегментам туристского рынка, состоящим из групп людей с отличительными характеристиками: демографическими, психографическими, поведенческими и др.

По мере углубления специализации сегментация рынка становится все более и более детализированной. Компании прибегают к самым разным методикам, чтобы повысить однородность выделяемых секторов. В гостиничном хозяйстве отели все больше делают ставку на конкретные секторы рынка. Часть их специализируется на обслуживании транзитных пассажиров с низким и средним уровнями доходов. Многие отели выбирают в качестве целевого сегмента деловых туристов.

Наряду со специализацией современная индустрия туризма характеризуется нарастанием процессов концентрации, централизации производства и капитала. Концентрация протекает крайне неравномерно в разных отраслях, на отдельных предприятиях, в странах. В отличие от отраслей материального производства, где еще на рубеже ХІХ‑ХХ вв. доминирующее положение получили крупные предприятия, в туризме этот процесс начался сравнительно недавно, только в 70‑х гг. Однако он проходит очень бурно, охватив все секторы туристской индустрии. В сфере размещения и общественного питания сформировались гигантские гостиничные и ресторанные цепи; среди турфирм выделился ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками сбыта туристского продукта, а рынок воздушных перевозок оказался поделенным между ведущими авиакомпаниями мира.

Концентрация производства в туристской индустрии осуществляется двумя путями: внутренним и внешним. В первом случае укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста). Во втором случае экономическая власть у монополистического образования сосредоточивается в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий.

Объединение или слияние компаний может идти по трем направлениям: горизонтально, вертикально и по диагонали. Соответственно, различают три вида концентрации (интеграции). Горизонтальная концентрация имеет место при объединении предприятий, находящихся на одной ступени технологического процесса, выпускающих одинаковую продукцию или оказывающих аналогичные услуги. Компании могут сотрудничать на временной или постоянной основе, а также создавать новые совместные фирмы. Примером горизонтальной интеграции в туризме служит объединение отелей в гостиничные цепи.

В настоящее время в Северной Америке и Европе насчитывается свыше 3 тыс. гостиничных цепей с числом членов не менее десяти в каждой. Рейтинг крупнейших из них регулярно публикует журнал «Hotels». Он выделяет три типа гостиничных цепей: корпоративные компании, компании по управлению гостиницами и объединения независимых гостиниц.

Процессы концентрации протекают не только в горизонтальном и вертикальном направлениях, но и по диагонали. В отличие от первых двух, диагональный тип интеграции, или диверсификация, предполагает объединение функционально и технологически не связанных между собой предприятий. Диверсифицированные, многоотраслевые образования имеют одно важное преимущество. Они создают возможности для взаимной компенсации рисков, когда убытки одних отраслей покрываются из прибылей других.

В настоящее время туризм обретает все более глобальный характер. Становление общемирового туристского рынка сопровождается мощными процессами транснационализации, которые находят выражение в международном переплетении частных капиталов, усилении связей между монополиями разных стран и в широком развитии транснациональных компаний в сфере туристского бизнеса. Многие предприятия индустрии гостеприимства, объединяясь в крупные хозяйственные комплексы, преодолевают рамки отдельных государств и влекут за собой ломку национальных барьеров. За короткий временной интервал они превратились в заметное явление международной жизни и, словно нити, опутали мировое пространство. Эти новые экономические образования, соответствующие более высокому уровню концентрации и централизации производства и капитала, способствуют утверждению и распространению международных стандартов туристского обслуживания.

Современный туристский бизнес невозможно представить без соответствующего информационного обеспечения. Разработка даже самого простого тура требует большого объема информации: знания расписаний и тарифов на международные или внутренние перевозки, цен на обслуживание, классности гостиничных и других туристских услуг. Раньше эти данные фирма получала из сборника справочных материалов. Их она собирала, хранила и использовала в своей работе. Постепенно толстые многостраничные досье замещались компьютерными информационными технологиями.

За сравнительно короткий срок они прошли длинный путь развития: от автоматизации отдельных рабочих операций до создания электронных дистрибьюторных систем мирового масштаба. Благодаря быстроте передачи информации, надежности, гибкости в использовании и другим преимуществам, новые технологии позволили значительно расширить потенциал туристского рынка и обеспечили слаженную работу всех звеньев в цепи предприятий, производящих туристский продукт и доводящих его до конечного потребителя.

Компьютерные системы в туризме имеют много разновидностей. Они различаются техническими характеристиками, функциональными возможностями, а также размерами сети. Одни из них замкнуты в границах отдельно взятого района или страны. Наряду с локальными системами электронные информационные услуги предоставляют гостиничные группы. Каждая крупная цепь отелей оснащена собственной компьютерной сетью бронирования.

Поистине мировой охват имеют глобальные компьютерные сети резервирования, которые объединили внешние системы связи авиакомпаний с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т. д. Они позволяют резервировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы – от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов. Все существующие глобальные компьютерные системы бронирования выполняют одни и те же функции и в этом, безусловно, схожи. Вместе с тем каждая из них имеет характерные особенности, выделяющие ее в ряду подобных сетей и позволяющие вести конкурентную борьбу на рынке информационных услуг. Наиболее известными компьютерными системами бронирования и резервирования, которые делят информационный рынок между собой, являются Sabre; Amadeus; Worldspan и Galileo.

Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к поставщикам услуг в туризме. Исследования гостиничной индустрии показали, что:

• отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризации и использования современных технологий в бронировании туров;

• налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туризма в общем объеме налогов повысится с 10,4 до 11% за последние 10 лет;

• возрастут расходы правительств на пропаганду туризма;

• гостиничная индустрия меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер – на доход с одного клиента;

• только 30% всех отелей Европы относятся к гостиничным цепям;

• в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций;

• становится выгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, то есть заботиться об охране окружающей среды. Известно, что большинство организаторов конгрессного и инсентив‑туризма, выбирая отель, придают большое значение экологии.

Важным условием привлечения туристов в регион является повышение комфортности отелей и качества обслуживания. Для отправки любой информации желательно в каждом номере устанавливать видеотелефон и компьютер, подключенный к глобальной сети. Возрастает популярность отелей‑музеев, то есть старых частных отелей, по комфортабельности соответствующих мировым стандартам, но сохраняющим неповторимое очарование старины.

Международная цепь отелей «Хилтон» планирует возвести на Луне отель. Проект обойдется корпорации в $6‑12 млрд. Согласно проекту, отель будет представлять собой стальную конструкцию, покрытую материалами, которые используются при создании космических «челноков». Его клиентам будет предоставлен сервис на уровне пятизвездочного отеля. Оплата за номер с видом на Землю превысит стоимость других номеров. При отеле планируется пляж. Весь комплекс будет располагаться под огромным герметичным куполом.

Объекты питания тоже претерпят определенные изменения, которые, правда, не будут носить массовый характер. В частности, меню ресторанов, баров, кафе будет составляться со все большим разнообразием, учитывая возрастающую популярность экзотической кухни. В качестве фона к процессу приема пищи будут использоваться национальная музыка и развлекательные программы.

Коллектив ученых под руководством Ю. В. Забаева, И. А. Рябовой и Е. Л. Драчевой в одной из своих работ также выделяют основные тенденции развития международного туризма:

• распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на другие продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей. Например, организация питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и т. д.;

• растущая демократизация индустрии гостеприимства, которая в значительной степени способствует повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;

• усиление специализации гостиничного бизнеса, которое позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;

• развитие новых видов туризма, к примеру, экологического, приключенческого, экстремального, некоторых тематических направлений, позволяет учесть интересы практически любых категорий потребителей и сделать туристский продукт более изощренным;

• глобализация и концентрация гостиничного бизнеса, которая проявляется в создании туристских корпораций и гостиничных цепей, также создаются гостиничные ассоциации, союзы, международные правительственные и неправительственные организации;

• глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

• широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;

• внедрение новых технологий в деловую стратегию предприятий индустрии гостеприимства. В частности, широкое использование Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг; а также распространение современных компьютерных систем бронирования и резервирования.

В заключение следует сказать, что в мировой практике существует четыре модели гостеприимства.

Европейская модель представляется гостеприимством «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок наиболее распространенный и развитый. Отличительными чертами европейского гостеприимства можно назвать:

• стремление европейских отелей к сокращению вместимости номерного фонда, что усиливает индивидуализацию обслуживания клиентов;

• главное достоинство отелей не в роскоши, а в изысканных и стильных интерьерах, высокой репутации и известности, высококлассном обслуживании;

• наиболее дорогие отели расположены в уникальных местах и зданиях, в исторических центрах городов;

• традиционность и требовательность дорогих отелей по отношению к постояльцам;

• автоматизация европейских отелей не заменяет личностных отношений с постояльцем;

• сильнее где бы то ни было в Европе выражена гостиничная сегрегация, которая приводит к тому, что постоялец дорогого отеля никогда не столкнется в холле с постояльцем другого социального статуса;

• вместе с тем европейский гостиничный рынок отличает диверсифицированность предложения – от дешевых придорожных гостиниц до крайне дорогих элитных отелей.

Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительными чертами азиатских отелей класса люкс являются:

• наиболее удачное месторасположение;

• большая площадь номеров и общественных помещений;

• большая вместимость;

• роскошь и богатство интерьеров и особенно экстерьеров отелей;

• невысокая (по сравнению с Европой) стоимость и доступность услуг;

•возможность пользования разнообразной инфраструктурой и дополнительными услугами;

• широкое распространение систем обслуживания «АН inclusive» и «Ultra all inclusive».

Американская модель гостеприимства имеет черты как европейской модели, так и азиатской. Так, в центрах крупнейших американских городов распространены отели класса «люкс», отвечающие требованиям типичных европейских гостиниц (стиль, небольшие размеры, индивидуальное обслуживание). С другой стороны, основные курорты и туристские центры страны застроены отелями, внешне и внутренне напоминающими азиатские (большая вместимость, роскошь, огромная развитая инфраструктура).

Восточно‑европейская модель гостеприимства выделяется отдельно от европейской по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии, а также, как в американской модели, соседством отелей, типичным как для европейской, так и для азиатской моделей. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: