Качество и конкурентоспособность

Меняющееся соотношение между предложениями и запросами рынков приводит к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности.

Среди таких процессов основные следующие:

1) Увеличивается предприятие потребителя

2) Ухудшается экологическая обстановка (фирмы начинают демонстрировать озабоченность, как индивидуальным, так и комплексным благосостоянием общества, а не просто удовлетворение краткосрочных потребностей). Обостряющиеся проблемы защиты ОС и экологии природных ресурсов привели к появлению, так называемого энвиронменталистического движения, родственного движения зелёных.

3) Усиливается влияние на качество внешних для фирмы факторов (Рисунок 1).

4) Качество продукта становится критическим показателем конкурентоспособности.

5) Ускоряется снижение рыночной стоимости товара в процессе его жизни на рынке (Рисунок 2).

6) Возрастающая конкуренция заставляет производителей приспосабливать услуги и продукты к требованиям всё более узких групп потребителей.

7) Обостряются экономические проблемы (кризисные явления в мировой экономике, сокращение мировых запасов полезных ископаемых и непрерывное возрастание себестоимости их добычи, увеличивающиеся затраты на защиту ОС и здравоохранение создают серьёзные экономические проблемы для современных организаций).

8) Усиливается международное распределение лидерства компании в области качества.

Основные методы управления качеством.

1) Методологические основы управления качеством.

В соответствии с принятой терминологией метод управления качеством – способ и совокупность приёмов воздействий на средства и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества.

Классификация методов управления качеством:

- организационные;

- социально-психологические;

- экономические;

- организационно-технические.

Задачи управления качеством:

- определить правильные цели в области качества;

- достичь цели, оптимально используя ресурсы;

- установить и поддержать соответствие отношения между людьми в процессе труда;

- обеспечить постоянное совершенствование.

Третья задача имеет особое значение. Её успешное решение во многом предопределяет результативность управляющего процесса.

Одна из целей организационных методов управления качеством – способность такой организации управлять подсистемой, которая позволит обеспечить требуемое качество.

Организационные методы управления качеством
Распорядительные
Стабилизирующие
Распорядительные

- непосредственное - директивы; - установление ответс-

регламентирование: - постановления; венности (привлечение

- общеорганизационное - приказы; к ответственности);

регламентирование - распоряжения; - установление форм

(положение о производст- - указания поощрения (поощрения)

венном объединении);

- линейно-функциональное

регламентирование (поло-

жение о линейных и функ-

циональных подразделении-

ях);

- организационно-структур-

ное регламентирование

(типовое положение);

- на основе норм и нормат-

ивов;

- на основе инструктиро-

вания:

Ознакомление

Объяснение

Консультация

Предостережение.

Организационные формы методов управления качеством
Прямого воздействия   Косвенного воздействия
- детальные акты; - чётко сформулированные акты
- постановка задачи; -создание стимулирующей ситуации (обстановки); - подробная детализация всех аспектов выдаваемого распоряжения
Акты: - приказы; - распоряжения; - указания; - руководство
Нормы: - рекомендательные - установительные

Как следует из данных схем прямые формы, реализации главным образом посредством создания актов.

Акт предписывает исполнителю, что необходимо делать, как и когда.

Нормы определяют, как нужно действовать в соответствующих условиях, т.е. представляют собой правила поведения без обязательного запрета.

Человек в системе управления качества

Органы управления: Руководитель Сфера управления:

- государственные Специалист - исследование

- хозяйственные Рабочий - маркетинг

- территориальные Технический - производство

- функциональные работник - эксплуатация и ремонт

- штабные - снабжение

- программные - социальные вопросы

Цели управления качеством   Потребности и мотивы   Стиль управления   Характеристика деятельности, модель специалиста   Качества: социально-политические, деловые, личностные
Задачи: - кадровая политика - подбор (методы, процедуры, организация) - воспитание – повышение квалификации - обучение – повышение квалификации - расстановка – ротация (обновление, смена) - принципы работы с людьми - задачи и методы работы руководителя с людьми А) в системе управления Б) в системе производства.

Формы прямого воздействия эффективны в основном в 3 ситуациях:

- если есть уверенность подчинённых в знании и опыте руководителя;

- при понимании подчиненными смысла и знания команд;

- если возникает критическая обстановка.

Формы прямого действия имеют следующие недостатки:

- развивается пассивность;

- снижают творческие начала в исполнителях;

- могут приводить к скрытому отрицанию и неприятию диктуемых сверху решений – их формальному выполнению.

При использовании форм косвенного воздействия использователям ставят цель, задачи, сроки, требуемое качество и выделяемые ресурсы. Пути и способы решения задачи выбираются самими исполнителями.

Формы косвенного воздействия ориентируют исполнителя на творческую деятельность при их использовании к минимуму сводится формальный подход, создаются условия самовыражения исполнителя.

Социально-психологические методы управления качеством – совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связей с обеспечением соответствующего качества.

При организации управления качеством следует учитывать не только профессиональную классификацию работников, но и их мотивацию, психолого-физические потребности человека, его духовные потребности.

Человек выступает в системе управления качеством, это зависимость от следующих факторов:

- принадлежность к той или иной сфере управления, тем или иным органом управления

- выполнение типа работ

- работы на тех или иных этапах производства.

Проблемы организации работ с персоналом:

-подбор и расстановка

- воспитание

- обучение

- контроль деятельности

- обеспечение психологического климата

- создание уверенности в руководителе

- воспитание организованности фирмы.

Особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю.

К его главным задачам относятся:

- определение цели, стратегии и политики в области качества

- многообразная работа с персоналом

- организация и руководство системой управления качеством.

Социально-психологические методы управления качеством
Социальные   Психологические

- воспитание особого отношения к - воздействие на неформальные

высококачественному труду, как к коллективы и формирование общего

искусству мнения о предосторожности высоко-

- воспитание патриотического качественного труда

отношения к фирме - создание рационального психологи-

- воспитание дисциплины и ответст- ческого климата в коллективе

венности - ликвидация конфликтов, обеспече-

- воспитание и стимулирование ние психологической совместимости

Инициативы работников

Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в области качества.

Конкуренция координально меняет ситуацию и факторы, которые тесно увязывает качество результатов деятельности предприятий.

Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, является зарплата и дотации, цена купли-продажи, цена потребляемой продукции, налоги.

Качество труда, качество продукции тесно связаны с экономическим благополучием завода, объединения.

Деньги – наиболее очевидное средство, которое организация может применять для вознаграждения сотрудников.

Оплата, связанная с выполнением индивидуальной цели   Разовые вознаграждения за достижения   Разовое вознаграждение за достижения определенной цели всеми членами группы
Индивидуальный стимул   Единовременные выплаты   Стимулирование малых групп
Экономические стимулы
Участие в прибыли организации   Участие в прибыли
Единовременные выплаты служащим организациям, связанные с величиной дохода   Вознаграждение, разделённое между персоналом, связанное с вкладом в прибыль подразделения

Организационно-технологические методы

Организационно-технологические методы управления качеством
Методы контроля качества   Методы регулирования качества
Продукты   Процессы

-процесса

-продукта
1 По особенностям контроля: -процесса и продукта

- статистический контроль

- неразрушимый контроль

- разрушимый контроль

2 По видам используемых приборов

- с использованием ручных измерительных

приборов

- автоматизированные

- автоматические

Можно контролировать качество продукции и качество процесса её создания.

Контроль качества включает в себя проведение качества выполняемых работ, их результатов и факторов достижения целей в области качества.

Для этого организацией решаются следующие задачи:

- создание нормативов для измерения качества работ и их результатов

- измерение параметров качества работ и продукции, оценка соответствующих нормативов и фактических результатов сравнения норм в области качества

- проведение управляющих мероприятий в области качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: