Функции управления качеством

1. Взаимодействие с внешней средой

2. Политика в области качества

3. Планирование качества

4. Организация работ по качеству

5. Обучение и мотивация персонала

6. Контроль качества

1. Взаимодействие с внешней средой.

Процесс управлением качества представляет собой взаимодействие субъекта на объект управления путём реализации управленческих функций установленными методами.

Основные факторы внешней среды, которые в большеё степени влияют на качество:

- потребители и заказчики, требования которых должны учитываться при создании продукции и оказании услуг;

- научно-технический прогресс и достижения конкурентов;

- поставщики трудовых ресурсов;

- поставщики материалов и комплектующих изделий;

- профсоюзы, государственные органы и законы, устанавливающие правила и регулирующие деятельность в области стандартизации, сертификации и т.д.

Для учёта влияния этих факторов на качество необходимо организовать на предприятии выполнение следующих основных работ:

- изучение рынка;

- активный поиск и взаимодействие с заказчиками и потребителями;

- планирование модернизации и обновление продукции;

- контроль за выполнением требований заказчиков и рынков сбыта при разработке, изготовлении и сервисном обслуживании;

- проведение сертификации продукции системы качества;

- выбор квалифицированных поставщиков, трудовых ресурсов, материалов и комплектующих изделий;

- сбор и анализ информации о научно-техническом прогрессе и достижениях конкурентов, патентно-лицензионная работа;

- отслеживание действующего законодательства в области качества;

- связь с общественностью.

2. Политика в области качества.

Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Политика качества – ориентиры для направления деятельности организации в области качества.

Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия (обычно 1 страница) и доводиться до работников в виде самостоятельного документа (вывешивается на рабочих местах и в кабинетах руководителя). Кроме того политика качества включается в Руководство по качеству, которое служит описанием системы качества и рассылается по подразделениям, а также заказчикам.

Основные факторы влияющие на формирование политики в области качества является:

- ситуация на рынках сбыта;

- положение дел внутри предприятия (технологические возможности и персонал);

- выбранная стратегия и общая политика предприятия;

- общее состояние экономики и наличие инвестиций;

- научно-технический прогресс и достижения конкурентов.

3. Планирование качества.

Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применение элементов системы качества.

Планирование качества продукции охватывает:

- планирование качества продукции;

- планирование управленческой деятельности;

- подготовка программы качества.

Планирование может осуществляться на двух уровнях:

1) стратегическое планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу;

2) тактическое или текущее планирование, включающее, как правило, планы намеченные на предстоящий год: план снятия с производства устаревших изделий, план модернизации выпускаемых изделий, план разработки и освоения новых изделий, план проведения научно-исследовательской работы (где, куда и как)

4. Организация работ по качеству.

Чтобы организовать работу нужно сформировать структуру, определить для каждого подразделения и конкретного работника обязанности, обеспечить методическими документами по их выполнению и предусмотреть необходимые связи между подразделениями для четкого функционирования всей структуры.

Этапы организации работ по качеству:

1) разработка системы качества (определение структур, функций и методов работ)

2) внедрение системы качества

3) плановые внутренние проверки системы

4) сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000

5. Обучение и мотивация персонала.

Высшему руководству, исходя из стратегии и политики предприятия, необходимо уметь определять политику в области качества, направлять планирование и добиваться реализации планов с учетом изменяющихся внешних и внутренних факторов.

Руководство должно знать основные требования действующего законодательства в области качества и понимать роль и значение системы качества во взаимоотношениях между поставщиками и заказчиками.

Им должны быть известны различные модели и методы принятия решений и способы мотивации персонала для их использования с помощью специалистов.

Среднему управленческому персоналу кроме того, нужно знать перспективу своей продукции, возможности предприятия и требования законов для формирования целей и направлений деятельности при определении политики и планирования качества, а также представлять функции своих подразделений в системе качества и методы их выполнения, иметь общее представление о системе качества и понимать свою роль и место в этой системе.

Персонал службы качества работает в разных специализированных подразделениях: ОТК, метрологический отдел, отдел стандартизации и отдел управления качеством.

Для работников метрологического отдела и отдела стандартизации вполне конкретные и определенные специальные области знания и существующая система подготовки специалистов в этих областях.

Для работников ОТК – важно знать выпускаемую продукцию и технологию её изготовления, а также методы контроля и испытаний.

Они должны знать нормативные акты, определение их обязательств и ответственность за качество поставляемой продукции, а также должны быть ознакомлены с основными постановлениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь с законами о защите прав потребителей, о сертификации, о единстве измерений.

Работники отдела управления качеством должны иметь знания в области качества и знать действующую на предприятии систему качества.

Должны знать выпускаемую продукцию, порядок её проектирования и технологию изготовления, а также порядок сертификации продукции и систем качества.

Им должны быть известны основные вопросы методов обеспечения производства и стандартизации, приемлемые методы контроля и испытаний продукции, правовые вопросы в области качества.

Должны уметь разрабатывать нормативные документы по работе отдела, проводить внутренние проверки системы качества,, организовать работу по сертификации системы качества, обязательно знать английский язык.

Для подготовки работников системы качества может быть использовано настоящее учебное пособие по курсу «Управление качеством продукции» для вузов, разработанное в 1993 году.

При обучении производственного персонала необходимо иметь ввиду, что качество формируется в производственном процессе, поэтому обучение качеству неотрывно обучению профессии.

Работники всех уровней должны быть ознакомлены с действующей на предприятии системой качества, знать роль и место своего подразделения в системе качества, и задачи в области качества.

По результатам обучения должна проводиться поверка знаний и умений работников.

Мотивация.

В управлении качеством мотивация – это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.

В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации различных целей за счёт добросовестного отношения к труду.

В науке управления существует несколько теорий мотивации:

- первоначально мотивация сводилась к методу кнута и пряника;

- Тейлор усовершенствовал этот метод, предложив оплачивать труд пропорционально объёму выработки, в результате существенно увеличилась производительность труда;

- Э.Мэйо использовал социалистические методы мотивации, этот метод предоставил работникам возможность общения в течениирабочего дня, что улучшило моральное состояние работников, позволило снизить текучесть кадров и увеличить выработку без повышения заработной платы

- содержательные теории мотивации основаны на определении и удовлетворении внутренних потребностей человека

- процессуальные теории мотивации, учитывают мотивы поведения людей на рабочем месте (теория ожидания и справедливости)

- мотивация по потребностям А. Маслоу предлагает использовать иерархию потребностей, представляющую собой пирамиду в основании которой располагаются первичные потребности (физические), а на втором уровне – потребности в безопасности и защищенности. Далее он расположил социальные потребности, потребности в признании и самовыражении.

Мотивация работников может представлять применение самых разных мероприятий. Среди них – повышение зарплаты и премий, улучшение условий работы, социальные контакты и т.д.

В настоящее время в РФ основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы и удовлетворение социальных потребностей.

6. Контроль качества.

Контроль качества – одна из основных функций в процессе управления качеством.

Под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными.

Применяют следующие виды контроля качества:

1) В зависимости от места контроля и этапов работ:

- контроль проектирования;

- входной контроль материалов и комплектующих изделий;

- контроль за состоянием технологического оборудования;

- операционный контроль при изготовлении;

- авторский надзор при изготовлении;

- активный контроль приборами, встроенными в технологическое оборудование;

- приемочный контроль готовой продукции;

- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах.

2) В зависимости от охвата контролируемой продукции:

- выборочный контроль;

- сплошной контроль.

При контроле качества используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы.

1) разрушающие. К ним относятся:

- испытания на растяжения и сжатие;

- испытания на удар;

- испытание при повторно-переменных нагрузках;

- испытания твердости.

2) неразрушающие. К ним относятся:

- магнитные (магнитографические методы);

- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);

- радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);

- органолептические (визуальные, слуховые и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: