Семейство стандартов ИСО 9000

В 1987 году международная организация по стандартизации ИСО опубликовала стандарты серии ИСО 9000.

Стандарты обобщили наполненный в мировой практике опыт организации работ по качеству путём применения на предприятиях набора апробированных видов работ (функций, элементов) и объединили их в единую систему качества.

Разработчик стандартов ИСО – Всемирная федерация национальных органов по стандартизации, основанная в 1947 году.

Комитетом – членом ИСО от России является ГОСТ стандарт РФ.

Центральный секретариат ИСО находится в Женеве.

Основная цель ИСО – международная координация работ по стандартизации и унификации промышленных стандартов.

Обеспечивает взаимосвязь элементов сложной продукции   Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах
Международная стандартизация
Содействие взаимообмену научно-технической информацией   Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций
Содействует международной торговле

Схема – Роль международной стандартизации

Содействие стандартизации в мировом масштабе
Облегчение международного товарообмена   Расширение сотредничества в научно-технической экономической деятельности
Содействие в международной взаимопомощи

Схема – Цели ИСО

ИСО 8402 – терминал в области качества

ИСО 9000 – общее руководство и стандартизация по качеству

ИСО 9001 – модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке в производстве, монтаже и обслуживании

ИСО 9002 – модель для обеспечения качества при производстве и монтаже

ИСО 9003 – модель для обеспечения качества при окончательном контроле и монтаже

ИСО 9004 – общее руководство качеством и элементы системы качества.

Различия в положениях стандартов ИСО 9000 и концепции TQM

№ п/п Положение стандартов ИСО 900 Положения концепции TQM
1 Нет необходимости в ориентации на определённого потребителя Ориентация на определенного потребителя
2 Ориентация на технические процессы и системы Ориентация на концепции и инструменты, методологию
3 Вовлечение всех сотрудников не обязательно Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие
4 Ответственность за качество оформления документов может возлагаться на подразделение в целом Каждый сотрудник организации ответственен законодательству
5 Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслимо без непрерывного совершенствования
6 В основном статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

При разработке стандартов ИСО 9001 и 9000 (2000 год) были учтены 8 принципов УКА:

1 ориентированность организации на потребителя

2 роль руководства в объединении целей управления и внутренней среды организации

3 вовлечение работников для использования их способностей на благо организации

4 подход к управлению, как к процессу

5 системный подход к менеджменту

6 постоянное улучшение, как цель организации

7 метод принятия решений, основанный на фактах

8 взаимовыгодное отношение к поставкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: