Типы предпринимательских рисков

Основные проявления риска для прочих юридических лиц

Проявление риска у физических лиц

При производственных рисках – это потеря трудоспособности.

При финансовых рисках – невыполнение обязательств, операции с ценными бумагами.

При товарных рисках – безработица. Отсутствие спроса.

1. финансовый

2. валютный

3. товарный

4. комплексный риск – реакция фирм на Правительственные мероприятия

Предпринимательские риски подразделяются на 3 типа:

1. экономические;

2. технические;

3. политические.

К экономическим относят:

- производственные

- коммерческие

- финансовые

- валютные

- инфляционные.

И. Шумпетер предлагает выделение двух рисков:

1. Технический – провала производства – это опасность потери всех благ, порожденные стихийным бедствием.

2. Риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.

В современных условиях хозяйствования выделяют 2 типа предпринимательского риска: глобальный (макроэкономический), локальный (на уровне отдельных фирм).

С точки зрения продолжительности предпринимательские риски могут быть: кратковременные – в течение перевозок, постоянные – на долгий период времени (риск неплатежа).

По степени правомерности: оправданные (правомерные), неоправданные (неправомерные).

Риски могут быть: спекулятивные, чистые (простые, личностные).

Таким образом, сложность классификации предпринимательского риска обусловлена их многообразием. Кроме того, экономическое и политическое развитие порождает риск, который трудно определить и оценить количественно, возникает «эффект домино», т.е. в случае краха одной компании, грозит крахом для других фирм, связанных с ней.

Неизбежность возникновения экономического риска в предпринимательстве обусловлены делением объективных законодательств, а также свободой предпринимательства.

Риск – с американского, шанс потерпеть ущерб, понести ущерб или получить прибыль.

Многообразие критериев классификации рисков

Выделяют следующие критерии:

I. Классы объектов, которым угрожает риск. К комплексным классам относят:

- рабочая сила

- имущество по Марксу

- капитал

- инфляция.

II. Причины возникновения: исходящие: социально-общественная среда; из технической среды; причины с хозяйственным производством (валютный курс).

III. Возможность влияния на риск: причины риска объединяют в две группы:

- 1 группа – это неопределенность окружающей среды, которая включает неполноту, недостоверность информации, которая поступает из окружающей среды; – это ограниченные способности менеджера воспринимать данную информацию; – случайность появления неблагоприятных событий в деятельности менеджера; - противодействие участников рынка;

- 2 группа – ограниченность ресурсов (материальные, трудовые, финансовые, временные ресурсы).

Таким образом, неопределенность проявляется в следующих увеличенных формах.

Виды потерь предпринимательской деятельности разделяют на:

- материальные потери – проявляются в непредусмотренных проектом дополнительных затратах (в рублях);

- трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными обстоятельствами (в чел/час, чел/дни);

- финансовые потери – прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренным платежом (штрафы, налоги, в рублях);

Наряду с окончательными безвозвратными могут быть временные финансовые потери: несвоевременная выдача средств, отсрочка выплаты долгов, замораживание счетов;

- специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью, жизни людей и окружающей среды, престижу фирмы.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в денежном выражении или физическом выражении, если ущерб поддается измерению.

В относительном – величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе. За базу берется – имущество п/п, либо затраты, либо прибыль ожидаемая.

Для предприятия при определенной относительной величины риска нужно брать стоимость Основных фондов и стоимость абсолютную или прибыль.

Потери в производственном предпринимательстве:

- за счет снижения объема

снижение намеченных объемов производства могут рассчитать вследствие уменьшения производства труда, простоев оборудования, не до использования производственных мощностей,

- вероятность уменьшения объема производства

- вероятность снижения дохода.

- за счет снижения цены – возможно с недостаточным качеством выпускаемой продукции, с неблагоприятной рыночной конъюнктуры, снижением спроса на продукцию, ценовой инфляции

.

- за счет повышения материальных затрат, обусловленные перерасходом сырья, материалов, топлива, энергии

.

- повышение торговых изделий, транспортных изделий, вследствие повышения транспортных расходов, следовательно, увеличение потерь.

- за счет перерасхода ФОТ:

.

- за счет платы повышенных отчислений и налогов (штрафы).

Потери в коммерческом предпринимательстве:

- неблагоприятные изменения закупочных цен

.

- непредвиденное снижение объемов закупки в сравнении с планом – снижение объемов закупок по цене

.

- потеря товара в процессе обращения (при транспортировке, хранении, потребительской ценности товара, качестве).

- потери, вызванные увеличением изделий обращения (увеличение пошлин, дополнительных расходов, штрафов, снижение цен реализации, снижение объемов реализации обусловлено падением спроса или потреблением товара).

Риск, связанный с изменением спроса на продукцию влечет снижению прибыли в большей степени, чем снижение ВРП. Источник риска является операционный рычаг.

Уровень операционного рычага измеряется по-разному, в зависимости от коммерческих факторов могут произойти изменения ВРП.

Если меняется только объем реализации, то

.

Если меняется только цена, то

.

П/п рискует уменьшению прибыли, если ВРП снизится по причине уменьшения потребительского объема реализации, чем в случае, если она снизится в результате снижения цены на каждую единицу продукции при сохранении прежнего объема продаж.

Если действуют одновременно оба фактора, то степень риска находится в промежутке между рассчитанными значениями, при одновременном снижении цены и потребительского объема реализации:

.

Если снижение ВРП происходит в результате снижения цены при одновременном росте потребительского объема, данная формула будет иметь вид:

.

Когда выручка снижается в результате роста цены при одновременном снижении потребительского объема продаж:

.

Таким образом, только снижение цены п/п будет иметь больший убыток, чем при снижении объема.

Если у п/п при отрицательной рыночной ситуации для данного выбора продукции есть возможность выбора, то лучше снизить потребительский объем продаж несколько повысить при этом цену, тогда потери прибыли будут меньше, чем при других вариантах регулирования спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: