Отрицательное существующих систем риск-менеджмент.
Вопрос построения системы управления рисками для российских п/п актуален. Однако, при разработке ее компанией совершается ряд ошибок. К числу основных ошибок относят:
- фрагментарность риск-менеджмент (только на крупных п/п применяется);
- ошибочная организационная структура отдела управления рисками;
В настоящее время развитие системы управления рисками начинается с введения позиции риск-менеджмент.
- незнание концептуального подхода при организации риск-менеджмент;
В число основных функциональных обязанностей должно обязательно входить: сбор и анализ информации; консультирование различных подразделений компании по вопросам рискованности бизнес-планов, бизнес-процессов; мониторинг обнаруженных слабых мест в процессе ведения бизнеса. Составление отчета для различных уровней пользователей с различной детализацией. Графическое представление риска (диаграммы, карты, макро факторы, микро факторы)
- отсутствие нацеленности на эффективность в работе при заданных нормативах.
|
|
Построение системы управления рисками – начинается с разработки концепций:
1 концепция – Обеспечение сохранности бизнеса акционерам компании:
- своевременное обнаружение внешних и внутренних угроз для компании, что позволяет компании оставаться «на плову»;
- рост стоимости компании;
- повышение конкурентоспособности и привлекательности компании для потенциальных управленцев, т.е. финансово устойчивы, кредитоспособны (текущие финансовые потребности, СОС)
СОС > ТФП – излишек финансовых средств
[(CК-ВнА)+ДО] > (З+НП+ГП+ДЗ)-КЗ
СОС < ТФП – дефицит;
- оценка возможных финансовых отношений компании от плановых показателей, которые должны рассчитываться с учетом риска (Rent, ликвидности, прибыль, кредитоспособность, финансовая устойчивость);
- унитарность. Концепция должна легко интегрироваться как самостоятельная единица в организационную структуру.
Таким образом, все специалисты должны быть информированы о рисках, с которыми сталкивается компания, т.к. каждый сотрудник – это эксперт по рискам в области бизнес процессов. Ответственность по управлению рисками должно возлагаться на каждого сотрудника.
2 концепция – Требование к системе риск-менеджмент:
- целенаправленное отслеживания риска в процессе работы и выявление взаимосвязи между ними;
- оценка вероятности и величины воздействия риска на стратегическое развитие компании;
- формирование и обновление инструментария для управления рисками;
- установление лимитов на использование ДС с вероятностным определением стоимости риска;
|
|
- информирование всех сотрудников о рисках;
- разработка рекомендаций по расходованию ресурсов с целью уменьшения неэффективности их использования;
- документальный учет риска (через потери);
- разработка принципов управления структурной Пассивов и Активов;
- обеспечение интегрированности оценки эффективности риск-менеджмент.
3 концепция – Организационная модель риск-менеджмент.
Необходимо разработать пошаговый план действий организации на начальном этапе управления рисками. Он должен включать следующие меры:
- определение устойчивой рисковой терминологии, которой должен руководствоваться каждый сотрудник компании при составлении отчетов; - для отдела риск-менеджмент;
- анализ или идентификация и составление систематизированного списка рисков, т.е. составление базы рисков;
- анализ рисков и выявление всевозможных факторов от которых может зависеть наступление риска, т.е. проводится количественная и вероятностная оценка риска;
- построение карт рисков; определяется профильным комитетом отношения к рискам компании по их минимизации;
- разработка отделом риск-менеджмент мер по минимизации риска с использованием различного инструментария: инструкция, рекомендации и другое;
- разработка отделом показателей мониторинга мер по минимизации риска.
Таким образом, отрицательное присутствие современной практики построения системы риск-менеджмент может устранить разработкой концепции для отделов управления рисками.
Тема: «Прогнозирование возможных рисков компании»
Прогнозирование рисков определяется целями и задачами, которые ставятся перед компанией, также процессами, протекающими в этой компании. Поэтому прогнозирование рисками должно начинаться с рассмотрения типового цикла управления компании.