Методы анализа прогнозирования факторов риска

Прогнозирование факторов риска осуществляется с использованием методов стратегического анализа, методов анализа внутренних и внешних среды компании, которые включают в себя: стратегический анализ с использованием Бостонской матрицы, матрицы экрана бизнеса, отраслевой анализ, SWOT-анализ; анализ внешней среды – включает бизнес методы анализа и анализ конкурентов; анализ внутренней среды – включает развитие компании и финансовый анализ.

1. Методы стратегического анализа. Бостонская матрица – позволяет проводить диагностику корпоративной стратегии посредством предоставления информации для вычисления организационного бизнес портфеля. Анализ в соответствии с матрицей позволяет компании выявить риски неправильного выбора бизнес портфеля, выявить риски неверного определения темпов роста рынка, также риски конкурентного воздействия.

Матрица экрана бизнеса – объединяет в себе внутренний анализ сильных сторон компании с анализом внешней среды. Данная матрица удобна с точки зрения бизнес-рисков компании с отраслевыми рисками в их соотнесении. И позволяют сделать диагностику будущих факторов риска более эффективной.

Компании могут использовать данную матрицу как на постоянной, так и временной основе.

Отраслевой анализ – направлен на выявление потенциала прибыльности отрасли, состоит в поддержании конкурентоспособного преимущества компании. В основе данного анализа заложена модель «5 сил» М. Портера (это угроза новой фирмы, входящей на рынок; рыночная власть поставщиков или услуг субинститутов, соперничество среди конкурентов. Поэтому отраслевой анализ позволяет выявлять риски новой фирмы, постащиков, покупателей и т.д.).

SWOT-анализ – используется для сопоставления организационной стратегии ее внутренних возможностей и внешних условий. Процедура SWOT-анализ хорошо разработана за рубежом (Альберт, другие).

2. Методы анализа внешней среды. Общие методы анализа: - анализ «слепых».

Данный метод изучает причины, лежащие в основе источностей, ошибок в процессе принятия стратегических решений. Ошибки возникают в процессе принятия решений упрощенным методом. Упрощение обусловлено факторами: неверные предположения о конкурентах, потребителях, поставщиках, стоимости продукции, необоснованная экстраполяция прошлого опыта в бедующее.

Метод позволяет выявить факторы риска в принятии необоснованных стратегических решений и дает возможность разработать стратегию развития компании путем устранения факторов.

2.2 Метод анализа покупателей.

Проводится на основе отличительных, разнородных покупательских возможностей и потребностей между различными покупателями и однородными покупательскими потребностями внутри этих групп.

Данный анализ позволяет выявить риски неправильного отбора возможных покупателей.

2.3 Метод анализа покупательской ценности.

Используется для лучшего понимания потребителей, конкурентов и рынков компании. В качестве одного из компонентов в сегментации рынка для отбора прибыльных рыночных сегментов.

Одной из официальных моделей является сочетание ожидаемых выгод и ожидаемых затрат.

Анализ конкурентов. Создает картину сильных и слабых сторон будущих и постоянных конкурентов. В процессе анализа выявляются стратегии и планы конкурентов, соответствие стратегий конкурентов их возможностям.

В соответствии с моделью Портера потенциальные риски могут быть выявлены при анализе конкурентов по следующим направлениям:

- цели конкурентов (снижение рынка, прибыли, организации исполнения);

- текущая стратегия конкурентов (затраты, издержки);

- способности конкурентов (цена, качество продукции);

- предположения конкурентов о самих себе и другое.

Анализ индивидуальных характеристик конкурентов. Дает оценку уровня образования, личностных качеств и ценовая оценка конкурентов. Оценка индивидуальных характеристик конкурентов позволяет спрогнозировать риски принятия отрицательных для компании стратегических решений, а также риски, связанные с их реализацией.

3. Методы анализа внутренней среды.

3.1 Анализ развития компании.

Данный анализ включает:

- анализ вектора роста. Данный анализ обобщает различные товарные альтернативы доступные компании с учетом возможных вариантов на рынке. Суть метода заключается в сопоставлении товарных альтернатив компании (текущие товары, усовершенствованные товары, новые товары) с возможными вариантами развития рынка. В результате сопоставления компания выявляет возможность рыночного роста и связанные с этим рыночные риски;

- анализ ЖЦ продукции. Используется в качестве концептуальной основы для помощи руководству. В понимании динамики рынка и роли нормативной основы управления продукции. Данный анализ необходим при прогнозировании возможных рисков смены товарного ассортимента продукции;

- анализ ЖЦ технологии – сравнивает имеющуюся технологию с потенциальными технологиями конкурентов. С целью принятия решения о том, на каких технологиях следует основывать бедующую стратегию. Изучение ЖЦ технологии позволяет спрогнозировать риски технологических угроз конкурентов;

- потенциальный анализ – для прогнозирования возможных технологических тенденций с целью планирования инновационной деятельности компании.

3.2 Анализ финансового состояния.

3.2.1 Анализ финансовых резервов (прибыль, рентабельность).

Прогноз рисков, потерь прибыли, платежеспособности, финансовой устойчивости и финансовой независимости.

3.2.2 Модели комплексной балльной оценки финансового состояния.

Используются в случаях, когда результаты компании характеризуются множественностью показателей финансового состояния и различиями в текущих и нормативных значениях для оценки финансового состояния. Сущность: классификация п/п по уровню финансового риска в зависимости от фактических значений факторов и набранного количества баллов.

3.2.3 Метод рейтинговой оценки финансового состояния п/п.

Характеризует такие результаты деятельности компании, как ликвидность, финансовая устойчивость, независимость, деловая активность, рентабельность. Показатели используются для конструирования обобщенных моделей оценки финансового состояния. Основой данной модели является сравнение фактического финансового состояния с эталонным. Эталонное значение равно нормативному.

Дискриминантные факторные модели. Строятся на основе корреляционно-регрессивного анализа данных бухгалтерской отчетности. Эти модели чаще всего используются для прогнозирования риска банкротства.

При формировании обобщенных в совокупности риска целесообразно использовать экспертов. Отобранная экспертная группа может использовать как методы коллективной работы, так и методы индивидуальной работы, общее мнение, обсуждение вариантов, метод «мозговой» атаки, деловых игр, сценариев, метод «совещания и суда», методы получения индивидуальных мнений членов комиссии основаны на предварительном сборе мнений команды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: