Прогнозирование факторов риска осуществляется с использованием методов стратегического анализа, методов анализа внутренних и внешних среды компании, которые включают в себя: стратегический анализ с использованием Бостонской матрицы, матрицы экрана бизнеса, отраслевой анализ, SWOT-анализ; анализ внешней среды – включает бизнес методы анализа и анализ конкурентов; анализ внутренней среды – включает развитие компании и финансовый анализ.
1. Методы стратегического анализа. Бостонская матрица – позволяет проводить диагностику корпоративной стратегии посредством предоставления информации для вычисления организационного бизнес портфеля. Анализ в соответствии с матрицей позволяет компании выявить риски неправильного выбора бизнес портфеля, выявить риски неверного определения темпов роста рынка, также риски конкурентного воздействия.
Матрица экрана бизнеса – объединяет в себе внутренний анализ сильных сторон компании с анализом внешней среды. Данная матрица удобна с точки зрения бизнес-рисков компании с отраслевыми рисками в их соотнесении. И позволяют сделать диагностику будущих факторов риска более эффективной.
|
|
Компании могут использовать данную матрицу как на постоянной, так и временной основе.
Отраслевой анализ – направлен на выявление потенциала прибыльности отрасли, состоит в поддержании конкурентоспособного преимущества компании. В основе данного анализа заложена модель «5 сил» М. Портера (это угроза новой фирмы, входящей на рынок; рыночная власть поставщиков или услуг субинститутов, соперничество среди конкурентов. Поэтому отраслевой анализ позволяет выявлять риски новой фирмы, постащиков, покупателей и т.д.).
SWOT-анализ – используется для сопоставления организационной стратегии ее внутренних возможностей и внешних условий. Процедура SWOT-анализ хорошо разработана за рубежом (Альберт, другие).
2. Методы анализа внешней среды. Общие методы анализа: - анализ «слепых».
Данный метод изучает причины, лежащие в основе источностей, ошибок в процессе принятия стратегических решений. Ошибки возникают в процессе принятия решений упрощенным методом. Упрощение обусловлено факторами: неверные предположения о конкурентах, потребителях, поставщиках, стоимости продукции, необоснованная экстраполяция прошлого опыта в бедующее.
Метод позволяет выявить факторы риска в принятии необоснованных стратегических решений и дает возможность разработать стратегию развития компании путем устранения факторов.
2.2 Метод анализа покупателей.
Проводится на основе отличительных, разнородных покупательских возможностей и потребностей между различными покупателями и однородными покупательскими потребностями внутри этих групп.
|
|
Данный анализ позволяет выявить риски неправильного отбора возможных покупателей.
2.3 Метод анализа покупательской ценности.
Используется для лучшего понимания потребителей, конкурентов и рынков компании. В качестве одного из компонентов в сегментации рынка для отбора прибыльных рыночных сегментов.
Одной из официальных моделей является сочетание ожидаемых выгод и ожидаемых затрат.
Анализ конкурентов. Создает картину сильных и слабых сторон будущих и постоянных конкурентов. В процессе анализа выявляются стратегии и планы конкурентов, соответствие стратегий конкурентов их возможностям.
В соответствии с моделью Портера потенциальные риски могут быть выявлены при анализе конкурентов по следующим направлениям:
- цели конкурентов (снижение рынка, прибыли, организации исполнения);
- текущая стратегия конкурентов (затраты, издержки);
- способности конкурентов (цена, качество продукции);
- предположения конкурентов о самих себе и другое.
Анализ индивидуальных характеристик конкурентов. Дает оценку уровня образования, личностных качеств и ценовая оценка конкурентов. Оценка индивидуальных характеристик конкурентов позволяет спрогнозировать риски принятия отрицательных для компании стратегических решений, а также риски, связанные с их реализацией.
3. Методы анализа внутренней среды.
3.1 Анализ развития компании.
Данный анализ включает:
- анализ вектора роста. Данный анализ обобщает различные товарные альтернативы доступные компании с учетом возможных вариантов на рынке. Суть метода заключается в сопоставлении товарных альтернатив компании (текущие товары, усовершенствованные товары, новые товары) с возможными вариантами развития рынка. В результате сопоставления компания выявляет возможность рыночного роста и связанные с этим рыночные риски;
- анализ ЖЦ продукции. Используется в качестве концептуальной основы для помощи руководству. В понимании динамики рынка и роли нормативной основы управления продукции. Данный анализ необходим при прогнозировании возможных рисков смены товарного ассортимента продукции;
- анализ ЖЦ технологии – сравнивает имеющуюся технологию с потенциальными технологиями конкурентов. С целью принятия решения о том, на каких технологиях следует основывать бедующую стратегию. Изучение ЖЦ технологии позволяет спрогнозировать риски технологических угроз конкурентов;
- потенциальный анализ – для прогнозирования возможных технологических тенденций с целью планирования инновационной деятельности компании.
3.2 Анализ финансового состояния.
3.2.1 Анализ финансовых резервов (прибыль, рентабельность).
Прогноз рисков, потерь прибыли, платежеспособности, финансовой устойчивости и финансовой независимости.
3.2.2 Модели комплексной балльной оценки финансового состояния.
Используются в случаях, когда результаты компании характеризуются множественностью показателей финансового состояния и различиями в текущих и нормативных значениях для оценки финансового состояния. Сущность: классификация п/п по уровню финансового риска в зависимости от фактических значений факторов и набранного количества баллов.
3.2.3 Метод рейтинговой оценки финансового состояния п/п.
Характеризует такие результаты деятельности компании, как ликвидность, финансовая устойчивость, независимость, деловая активность, рентабельность. Показатели используются для конструирования обобщенных моделей оценки финансового состояния. Основой данной модели является сравнение фактического финансового состояния с эталонным. Эталонное значение равно нормативному.
|
|
Дискриминантные факторные модели. Строятся на основе корреляционно-регрессивного анализа данных бухгалтерской отчетности. Эти модели чаще всего используются для прогнозирования риска банкротства.
При формировании обобщенных в совокупности риска целесообразно использовать экспертов. Отобранная экспертная группа может использовать как методы коллективной работы, так и методы индивидуальной работы, общее мнение, обсуждение вариантов, метод «мозговой» атаки, деловых игр, сценариев, метод «совещания и суда», методы получения индивидуальных мнений членов комиссии основаны на предварительном сборе мнений команды.