Феномен тоталитарной культуры

В 60е гг 20 века сущ убеждение, что тоталитар теория спец сфабрикована дабы опорочить коммунизм.

Теория тоталиторизма прошла этапы собств развития:

1 этап конец 20-нач 30 гг 20 века. Уже на этом этапе изуч тоталитаризм рассматривался как особая форма политического господства. Автор тертина итальянец Амендола, он исп его в 1923г для критической хар-ки режима Бенито Муссалини. В 1926г этот термин рассматривал итальян филосов Джовани Джентиле, в 1931г вышла работа Муссолини "Доктрина фашизма". Муссолини под тоталиторзмом понимал орбщество, под кот-м гос идеология играет реш роль, где все аспекты жизни чел-ка подчинены гос вл-ти. Они предполагали, что развитие коммуникационных техгнологий приведет к непрерывному совершенствованию пропаганды. Возросшая мощь пропаганды, приведет к тому что все общ-ва будут эволюционировать в сторону тоталиторизма.

2 этап начин-я во 2 й пол нач 40гг в этот п-д термин тоталитаризм стали исп-ть по отношению к фашизму и большевизму. ученые стремились уст-ть укультурную и функ-ю общ-ть. Гуриан, Нойман и Кон. большую роль сыграли судебные процессы в СССР и пакт Ребентропа-Молотова. В этот п-д в изуч тоталитар кул-ры вкл представители худож общ-ти. Артур Кеслер роман "Светящая тьма". Одним из критиков тоталитарной культуры был Лев Троцкий "Преданая рев-я". В этой работе советский режим он прямо наз-т тоталитарным. 3 этап середина 50гг. Вновь принимают уч-е не только ученые, но и писатели. Среди писателей Дж Оруэл "1984". Он обоснавал там основные особ-ти тоталитариззма и новояз - широкое исп-е аббревиатур, сокращение первичных слов, затемняет их изнчальный смысл. Характерные черты тоталитаризма: Отличается от всех других атократических режимов. Для всех тоталитарных культур характерна спекуляция идеологией общественного прогресса с целью подавления гражданских свобод. Монополизация СМИ. Репрессии.

Сбигнев-Бжезинский детально разложил тоталитаризм. Согласно Бжезинскому тоталитаризм это:

• наличие одной всеобъемлющей идеологии;

• Наличие единственной партии, которой руководит диктатор и которая сливается

• отсутсвие плюрализма и идеологическая цензура в СМИ

• Уголовное наказание за распрастранение независимой информации;

• Централизованое планирование экономики

• Всеобъемлющий контроль партии над вооруженными силами.

• Административный контроль над правосудием

• Уничтожение границ между гос-м, гражданским обществом и личностью

В тоталитарной культуре происходит последоватеельное уничтожение всех референтных групп единственной референтной группой становится гос-во с его исчерпывающей идеологией. Уничтожение исторической памяти народа и нации.

В тоталитарной идеологии знание = сила. От любого знания требуется производительная функция, практическая пригодность, с другой стороны право силы оказывается единственно верным.

Ханна Арендт, писала классич работы по тоталитаризму. "Истоки тоталитаризма" 1951г. Она там рассматривала Халакост и ГУЛАГ. Для неё итальанский фашизм, классич образец диктатуры, от которого отлич нацизм и сталинизм. По его мнению Муссолини ставил гос-во над партией, а две другие наоборот. Временный союз элиты и черни - первоначальная основа для возникновения тоталитаризма. Он возникает на том этапе общественного развития как интеллектуальная элита занимает радикальную позицию и опирается на силу толпы. Этот союз всегда носит временный характер т.к. в последствии чернь всегда уничтожает элиту. Для неё процессы сталинских репрессий. уничтожение элиты чернью. Тоталитарный вождь всегда маргинальная фигура, жизненный неудачник, страдающий избытком комплексов.

18 апреля

Феноменологическая эстетика в европ.культуре. Концепция «новых левых». Д. Гуссерль – философ, он не разработал собств.эстетику, но часто обращался к иск-ву для иллюстраций философских положений. Роман Ингарден (имя) – суть его эстетического подхода к произведениям. Он выделяет в любом произведении иск-ва 2 измерения:

1) горизонтальное – связано с повествовательной структурой произведения. Сюжетное действие выступает как последовательная смена фаз.

2) Вертикальное – оно по мнению Ингардена включает в себя несколько слоев. Так в литературном произведении 1-ый слой явл-ся чисто языковым – это рифма, размер, мелодичность. 2-ой слой – семантичекий (смысловой) – это ясность или запутанность мыслей, ее поверхност.характер или глубина. 3-й слой – это представленные предметы – сюда входят и неодушевленные предметы и одушевленные в их различных связях. Сюда же относятся события происходящие в рамках сюжета. 4-ый слой составляют виды людей и вещей. Согласно Ингардену виды людей и вещей существуют только в воображении читателя. Они возникают в процессе чтения. И мгновенно гаснут, исчезают, когда читатель переходит к следующей повествовательной фазе. Весь 4-й слой существует потенциально, т.е. только в момент чтения текста.

В произведениях иск-ва Ингарден выделяет 2 важ.характеристики: «схематичность» и «конкретизация». Схематичность любого литер.произведения связана с тем, что изображенные предметы и персонажи обладают неполным набором черт, к-ых на самом деле бесчислен.множ-во. В процессе чтения происходит конкретизация. Читатель вносит дополнит.характеристики в предметы и явления. И литератур.произведения читатель считает «живой плотью». Поэтому конкретизация – это сотворчество, или творение.

С точки зр.феноменологии худож.произведение существует как интенциональная конструкция, к-ая существует только в восприятии человека, а не в реальности. (Интенция – внушение). Поэтому произведения иск-ва существуют благодаря конституциуирующей деят-ти разума (только в воображении и представляет собой активную работу разума).

Николай Гартман – анализировал живописные произведения. Гартман считал, что иск-во черпает духов.содержание не из реальной действительности, а из мира эстетических идей. Сфера духовного бытия включает в себя субъективный дух, объективный дух (общественное сознание) и объективированный дух (произведение иск-ва). Гартман считает что любое живописное произведение многослойно. 1-ый слой – сугубо материальный – это слой красок на холсте, последующие слои – ирреальные (духовные), если в портрете: 2-ой слой – форма лиц, 3-ий слой – его мимика, 4-й слой – его внутр.мир.

Мигель Дюфрен (1910-1995) – согласно Дюфрену эстетический опыт выступает в двух основных формах – твор-во художника и восприятие зрителя. Дюфрен ставил иск-во выше всех остальных видов человеческой деят-ти и в целом считал иск-во первичным видом человеческой деят-ти. Назначение иск-ва по Дюфрену – заключается в выражении и передаче голоса природы, к-ый обращен к человеку. Человек постигает иск-во в процессе эстетического восприятия (3 уровня):

1) непосредственный контакт с объектом

2) репрезентация (представление об объекте.)

3) Рефлексия – осмысление сущности объекта.

В 1974 году Дюфренн опубликовал книгу «Иск-во и политика». Эстетические категории он решил перевести в социологическую систему и стал одним из идеологов «новых левых». Он развивает мысль об эстетизации политики. Он считал что революция в области сознания подготавливает революцию политическую, переход к новым соц.формам должен осуществляться не полит.методами, а за счет изменения культуры (качество индивидуальных жизней). Иск-во освободит от врагов традиции и освободит творческую энергию народа. Согласно Дюфренну новое иск-во будет противостоять и элитарной культуре и массовой. Массовое иск-во не принадлежит массам, оно навязано правящим классом. Массовая культура служит для того чтобы лишить народ творческой энергии, приспособить человека к стандартным буржуазным мышлениям. Элитарное иск-во хотя и не связано с офиц.идеологией, также явл-ся бедным, поскольку оно оторвано от реальной жизни. Подлинное иск-во – связано с определенным общественным поведением, начиная от выбора одежды и вплоть до нелегальной деят-ти. Поэтому в 70-е гг. подлинное иск-во – поп-музыка, хиппи, фольклор. Настоящее иск-во – то, к-ое делают массы. Ярким пример настоящего иск-ва явл-ся праздник лишенный религиозной оболочки. Дух праздника определяет игра. Потому что игра демистифицирует мир, освобождает от фальши, крме того игра разрушает традицион.обществен.институты. Она показывает их бессмысленность. Секс раскрепощает воображение и возвращает к природе. Праздник – это комплекс запрещенных культурных игр, и в этом его революционная функция. Игровая культура требует постоянного обновления, поэтому она пробуждает творческую активность масс. Праздник представляет собой совместный жизненный опыт человека и об-ва. Праздник возвращает человека к началу, к первобытному истоку. Поэтому идеал Дюфренн связывал с образом жизни хиппи.

Идея деспециализации, т.е. отказ от приобретения какой-либо профессии.

Идея антикарьеры, т.е. отказ от общественного успеха.

Идея негативного отношения к урбанистической культуре и к городу в целом (дезурбанизм).

Св-ва иск-ва:

Способ-ть к неограниченному размножению

Отказ от фиксированного пребывания в пространстве

Отказ от фиксированного времени

Использование ср-в нищеты.

Особым объектом критики новых левых стали такие виды иск-ва как архитектура и театр. По мнению теоретиков, архитектура закрепляет существующее обществен.неравенство, тем же самым занимается традицион.театр. Зрители занимают места согласно купленным билетам, у каждого билета своя цена. Поэтому распределение зрителей в зале демонстрирует имущественное расслоение в об-ве. Зрелищное пространство. Развитие транспорта, принцип зонирования городских р-нов, поэтому местом театральных представлений могут стать станции метро, торговые центры, мостовые площади.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ЭТОЙ ЛЕКЦИИ: Феноменологическая эстетика в европ.культуре. Концепция «новых левых». Д. Гуссерль – философ, он не разработал собств.эстетику, но часто обращался к иск-ву для иллюстраций философских положений. Роман Ингарден (имя) – суть его эстетического подхода к произведениям. Он выделяет в любом произведении иск-ва 2 измерения:

3) горизонтальное – связано с повествовательной структурой произведения. Сюжетное действие выступает как последовательная смена фаз.

4) Вертикальное – оно по мнению Ингардена включает в себя несколько слоев. Так в литературном произведении 1-ый слой явл-ся чисто языковым – это рифма, размер, мелодичность. 2-ой слой – семантичекий (смысловой) – это ясность или запутанность мыслей, ее поверхност.характер или глубина. 3-й слой – это представленные предметы – сюда входят и неодушевленные предметы и одушевленные в их различных связях. Сюда же относятся события происходящие в рамках сюжета. 4-ый слой составляют виды людей и вещей. Согласно Ингардену виды людей и вещей существуют только в воображении читателя. Они возникают в процессе чтения. И мгновенно гаснут, исчезают, когда читатель переходит к следующей повествовательной фазе. Весь 4-й слой существует потенциально, т.е. только в момент чтения текста.

В произведениях иск-ва Ингарден выделяет 2 важ.характеристики: «схематичность» и «конкретизация». Схематичность любого литер.произведения связана с тем, что изображенные предметы и персонажи обладают неполным набором черт, к-ых на самом деле бесчислен.множ-во. В процессе чтения происходит конкретизация. Читатель вносит дополнит.характеристики в предметы и явления. И литератур.произведения читатель считает «живой плотью». Поэтому конкретизация – это сотворчество, или творение.

С точки зр.феноменологии худож.произведение существует как интенциональная конструкция, к-ая существует только в восприятии человека, а не в реальности. (Интенция – внушение). Поэтому произведения иск-ва существуют благодаря конституциуирующей деят-ти разума (только в воображении и представляет собой активную работу разума).

Николай Гартман – анализировал живописные произведения. Гартман считал, что иск-во черпает духов.содержание не из реальной действительности, а из мира эстетических идей. Сфера духовного бытия включает в себя субъективный дух, объективный дух (общественное сознание) и объективированный дух (произведение иск-ва). Гартман считает что любое живописное произведение многослойно. 1-ый слой – сугубо материальный – это слой красок на холсте, последующие слои – ирреальные (духовные), если в портрете: 2-ой слой – форма лиц, 3-ий слой – его мимика, 4-й слой – его внутр.мир.

Мигель Дюфрен (1910-1995) – согласно Дюфрену эстетический опыт выступает в двух основных формах – твор-во художника и восприятие зрителя. Дюфрен ставил иск-во выше всех остальных видов человеческой деят-ти и в целом считал иск-во первичным видом человеческой деят-ти. Назначение иск-ва по Дюфрену – заключается в выражении и передаче голоса природы, к-ый обращен к человеку. Человек постигает иск-во в процессе эстетического восприятия (3 уровня):

4) непосредственный контакт с объектом

5) репрезентация (представление об объекте.)

6) Рефлексия – осмысление сущности объекта.

В 1974 году Дюфренн опубликовал книгу «Иск-во и политика». Эстетические категории он решил перевести в социологическую систему и стал одним из идеологов «новых левых». Он развивает мысль об эстетизации политики. Он считал что революция в области сознания подготавливает революцию политическую, переход к новым соц.формам должен осуществляться не полит.методами, а за счет изменения культуры (качество индивидуальных жизней). Иск-во освободит от врагов традиции и освободит творческую энергию народа. Согласно Дюфренну новое иск-во будет противостоять и элитарной культуре и массовой. Массовое иск-во не принадлежит массам, оно навязано правящим классом. Массовая культура служит для того чтобы лишить народ творческой энергии, приспособить человека к стандартным буржуазным мышлениям. Элитарное иск-во хотя и не связано с офиц.идеологией, также явл-ся бедным, поскольку оно оторвано от реальной жизни. Подлинное иск-во – связано с определенным общественным поведением, начиная от выбора одежды и вплоть до нелегальной деят-ти. Поэтому в 70-е гг. подлинное иск-во – поп-музыка, хиппи, фольклор. Настоящее иск-во – то, к-ое делают массы. Ярким пример настоящего иск-ва явл-ся праздник лишенный религиозной оболочки. Дух праздника определяет игра. Потому что игра демистифицирует мир, освобождает от фальши, крме того игра разрушает традицион.обществен.институты. Она показывает их бессмысленность. Секс раскрепощает воображение и возвращает к природе. Праздник – это комплекс запрещенных культурных игр, и в этом его революционная функция. Игровая культура требует постоянного обновления, поэтому она пробуждает творческую активность масс. Праздник представляет собой совместный жизненный опыт человека и об-ва. Праздник возвращает человека к началу, к первобытному истоку. Поэтому идеал Дюфренн связывал с образом жизни хиппи.

Идея деспециализации, т.е. отказ от приобретения какой-либо профессии.

Идея антикарьеры, т.е. отказ от общественного успеха.

Идея негативного отношения к урбанистической культуре и к городу в целом (дезурбанизм).

Св-ва иск-ва:

Способ-ть к неограниченному размножению

Отказ от фиксированного пребывания в пространстве

Отказ от фиксированного времени

Использование ср-в нищеты.

Особым объектом критики новых левых стали такие виды иск-ва как архитектура и театр. По мнению теоретиков, архитектура закрепляет существующее обществен.неравенство, тем же самым занимается традицион.театр. Зрители занимают места согласно купленным билетам, у каждого билета своя цена. Поэтому распределение зрителей в зале демонстрирует имущественное расслоение в об-ве. Зрелищное пространство. Развитие транспорта, принцип зонирования городских р-нов, поэтому местом театральных представлений могут стать станции метро, торговые центры, мостовые площади.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: