Индо-буддийский культурный ареал

Принципом примиряющим индуизм и буддизм стала «идея мирового закона», а также общая философская основа обоих вероучений. Именно поэтому можно говорить о единой индо-буддийской традиции. Мировой закон или космический принцип предшествует создание природы и общества. Поэтому в индо-буддийской традиции роль конкретных божеств второстепенна. И во многих случаях они лишь различные воплощения мирового закона. Общая идея индо-буддийской традиции это идея вечного повторения. Кроме того в этой идеи заложена традиция автономного существования мира божественного и мира человеческого. Божественный мир вечен, неизменен, а главной чертой человеческого мира является его изменчивость. Мировой закон реализует себя через моральное поведение людей, поэтому новое возрождение зависит от конкретного содержания прожитой жизни. Т. О. существует предопределенность последующего возрождения (карма).

Еще одна идея – идея иллюзорности видимого мира. Поэтому конечной целью всегда является нирвана (перевод – «медленное затухание огня»). Индо-буддийский восток различает 3 уровня знания:

1. Незнание (дологическое мышление)

2. Знание (логическое мышление)

3. Всезнание (надлогическое мышление), когда человек пропускает через себя весь ритм вселенной

Корень всех бед – загрязненность сознания. Индо-буддийская традиция не отрицает роль учителей и книжной культуры, но главным условием оно считает самосовершенствование. Поэтому путей к спасению столько, сколько существует на свете людей. В индо-буддийской традиции нет понятия отпущения грехов.

Для развития индуистской культуры огромную роль сыграл Рабиндронад Тагор. В1912г вышел перевод сборника его стихотворений под названием «гитанджали» (жертвенные песни). В 1913г он стал первым писателем Азии, которому присудили нобелевскую премию по литературе. Тагор происходил из богатой аристократической семьи, которая проживала в Бенгалии. Ув годы английского владыдчества именно Бенгалия стала центром национального культурного Возрождения. Дед Тагора был основателем религиозного общества, которое выступало за модернизацию индуизма в рационалистическом духе, с рационалистических традиций (Общество единого бога Брахмы). Рационализм заключался в отрицании сословно-кастового деления, отрицании наиболее варварских семейно-брачных обычаев. Дело деда продолжил отец Тагора. Отец получил титул мохарши – «великий мудрец» Сам Тагор получил при жизни титул кабигуру – «великий учитель». Он прославил себя как поэт, драматург, прозаик и композитор. Два его стихотворения стали национальными гимнами Индии и Бангладеша. В целом, учение Тагора было сугубо моралистическим. Тагор обожествлял саму жизнь. Руководящим чувством он считал любовь, которая проходит 2 этапа развития – любовь к матери и любовь к женщине. Современники назвали его «Великим часовым совести»

Буддизм сформировался на территории Индии, но постепенно утратил свои ведущие позиции, зато получил широкую территорию распространения, обосновавшись в центральной Азии (ламаизм), он проникает на Дальний Восток в Японию и Китай, где обретает второе дыхание. Японская разновидность буддизма – дзен-будизм, Китайская – чань-будизм.

Важную роль в развитии буддийской традиции на Дальнем Востоке сыграла революция Мэйдзи (э68).

После революции мэйдзи в Японии стали быстро осваивать новейшие достижения европейской культуры. За 3 десятилетия японская культура прошла ускоренный путь развития. Там практически одновременно существовали почти все европейские течения. Танидзаки обосновал концепцию восточно-западного синтеза. Выпустил манифест под названием «К миру» - Мы живем чтобы писать стихи и пишем стихи для того чтобы жить. В конце 60х гг японские студенты активно откликнулись на события происходившие в западной Европе. Это говорит о том, что к рубежу 70 х гг в культурном отношении Япония жила в едином ритме с западноевропейской культурой.

Юкио Мисима. Прожил 45 лет. За это время стал автором 40 романов (15 из экранизированы), 18 пьес и десятки сборников рассказов. Много путешествовал. Первый роман он написал в 16 лет – «Цветущий лес». В этом романе он уравнял 2 понятия – красота и смерть. В 1950г безумный буддийский послушник сжег деревянный храм Кинкакудзе. Откликнувшись на это событие Мисимо опубликовал роман «Золотой храм». В этом произведении он делает вывод о том, что гибель, уничтожение делает прекрасное еще более совершенным. Опубликовано в 1956г. В этом романе была предпринята попытка обосновать возможность жизни без прекрасного. Юкио предлагает человеку спастись, уничтожив красоту. В 60е гг Юкио идет дальше. Становится самым эпатажным писателем Японии. Им овладевает идея что прекрасным может юыть и человеческое тело, именно оно является истинным совершенством. Он занимается культуризмом, формирует полувоенную организацию и выступает за возрождение самурайской этики и великодержавие Японии. В 1970г он поставил последнюю точку в последнем романе. Мисимо принимает решение взять генерала Японии в заложники. От генерала потребовал разрешения выступить перед солдатами. Ему дали эту возможность. Однако самурайские лозунги не встретили поддержки у солдатов. Он совершил ритуальное убийство сеп-пуку.

23 мая

Китайско-конфуцианский культурный ареал. До сих пор среди исследователей существует дискуссия в отношении конфуцианского учения, ученые пытаются найти компромиссное определение конфуцианства, кт является духовной доминантой для некоторых стан Дальнего Востока. Основные тз на конфуцианство:

1. Это религиозное вероучение

2. Морально-этическое учение.

Конфуций (Кун-цзы) – 551- 479.

Л.С. Васильев: «Конфуцианство - Это сложный комплекс, кт включает в себя политику, религиозную мысль, правила администрирования, еще и семейно-брачная система.» Для китайца конфуцианские заповеди – это основной поведенческий стереотип, основной закон жизни. Детство Конфуция противоречиво. Согласно одной легенде, он происходил из царского рода, в другом варианте он родился в бедной семье и рано остался сиротой. В любом случае в молодости он занимал небольшие административные должности и у него появились первые ученики. Он быстро продвигался по службе и участвовал в политических интригах, а затем удалился в добровольное изгнание (странствование в течение 14 лет в окружении своих учеников). 6-5 в д.н.э. – это эпоха коренных перемен в китайском обществе: Распад централизованной власти, медуусобные войны и люди ниоткуда, кт сменяют друг-друга у власти. Аристократия переживает кризис. Концепция благородного мужа Конфуция. Согласно Конфуцию, благородный муж – это искупительная жертва, кт обновляет социум. Они приносит себя на алтарь общественных интересов, но именно поэтому он является творцом, создателем. В области семейно-брачных отношений, Конфуций тесно связал семейную организацию с принципами государственного устройства. «Каждый злодей начинает с того, что становится плохим сыном, потому что бунт против отца, это бунт против государя.» С концепцией благородного мужа тесно связаны морально-этические проблемы всего вероучения. («Умереть с голоду – событие маленькое, утратить мораль - большое».) Конфуций называет 5 основных добродетелей:1. Человеколюбие.(принципы взаимодействия людей).2.Долг. (моральные обязательства) 3. Нормы поведения. (Подразумевают ритуал и этикет) 4.Знание. (это прочная связка учитель-ученик).5. Верность. (соблюдение принципа подчинения.)Китайцы отступали от этого 2 раза за всю историю: Цинь Шихунди и при Мао. Под влиянием конфуцмианского канона сложились представления об идеальном человеке и стиль бытового поведения. Например, беседуя сос старшим юноша должен изображать трепет, и отвечать на вопросы коротко, прикрывая рот рукой. Жене не прилично следовать с мужем, она должна была идти сзади. По нормам хозяин должен всячески принижать себя общаясь с гостем. Таким было общество еще на рубеже 19-20вв. Китайцы постоянно улыбаются. Тесная связь конфуцианский постановлений с повседневной житейской мудростью превратила конфуцианство в идеологию национально-государственного типа. Именно поэтому конфуцианство не предназначалось на вынос, оно только для китайцев. Конфуцианство не занет института миссионеров. Даже в тех случаях, когда государственные интересы требовли приобщить варваров к китайской культуре. Даже корейские Конфуцианцы, рассматриваются как люди второго сорта.

Конфуцианство мыслилось как достояние ханьцев. Эти особенности не позволили конфуцианству превратиться в мировую религию. Конфцианство на многие века определило руководящие принципы государственного устройства. 1. Концепция систематического обновления государственного аппарата.(ограниечение срока службы на одном месте, и запрет проходить службу на родине.) 2. Концепция равных возможностей. (обязательные экзамены на чин, независимо от происхождения)3. Концепция четкой градации внутри правящей элиты. 4. Концепция унификации мышления чиновника. (приверженность конфуцианским нормам). 5. Концепция цензорского надзора. (ревизорские службы итд)6. Концепция круговой поруки и личной ответственности. В китайском традиционном сознании наука понималась как запас практических знаний, прежде всего система счета и измерения. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. И в целом под научной деятельностью понималась профессиональная занятость в сфере управления. Китайцы не отрицают индивидуального опыта, но стремятся сохранить традиционную связку «учитеь-ученик». Несмотря на то, что в Китае раньше чем в Европе стало рзвиваться книгопечатание, авторитет учителя был решающим. И вплоть до 20 века конфуцианский канон оставался единственным критерием истины. Согласно традиционной логике, знание возникает путем рассуждения и научное знание рассматривалось как часть духовного опыта, а не как конечная цель. Именно поэтому научные открытия в Китае не привели к расцвету самой науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: