Бизнес-планирование: понятие, цели, этапы и методы

Бизнес-планирование – это процесс целенаправленного распределения во времени комплекса используемых в производственной и коммерческой деятельности предприятия ресурсов, охватывающий функциональные решения в области производственной, финансовой, маркетинговой, экономической, кадровой политики субъекта.

В качестве целей бизнес - планирования, как правило, выступают основные цели предприятия:

1. Максимизация (получение) прибыли;

2. Захват определенной рыночной доли («ниши»);

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости;

4. Социальные цели;

5. Расширение и (или) диверсификация деятельности предприятия;

6. Рост стоимости акционерного капитала (бизнеса) и т.д.

Основными этапами бизнес - планирования являются: определение цели проекта, анализ, выработка решения (пла­нирование), оценка эффективности проекта и контроль за его реализацией.

В процессе определения цели анализа (экспресс-анализ, комплексный, анализ с целью предваритель­ного отсева вариантов и т.п.) следует определить уровень точности анализа (градация от «изуче­ния стоит/не стоит этим дальше интересоваться» до «глубокой проработки с получением количественных показателей и зависимостей») и осуществить выбор методов с учетом целей про­ведения ана­лиза, его точности, сроков и средств, отпущен­ных на его осуществление, качества и объема первичной информа­ции, характеристик возможных методов.

Следующим шагом является изучение текущего состояния предпри­ятия на основе бухгалтерской отчетности (финансовый анализ).

Для разработки планов (выработки решений) необходимо пройти сле­дующие этапы:

1. Определить факторы, которые необходимо учесть при принятии решений (экономиче­ские, экологические, культурные, со­циальные, политиче­ские, технологи­ческие и др.);

2. Определить внешние и внутренние силы, с помощью кото­рых можно вли­ять на выявленные факторы;

3. Построить прогнозы развития событий;

4. Предложить варианты коррекции прогнозов;

5. Разработать для каждого варианта список не­обходимых мероприятий и опре­делить последовательность действий по их осуществлению, а также требуемые для этого ресурсы.

В рамках этапа «Оценка планов (решений)» необходимо провес­ти всесторонний и детальный анализ последствий решений и того насколько они способствуют достижению целей компании (отдельного проекта). Результаты подобного исследования вносятся в сводный документ (бизнес-план), системати­зирующего и обобщающего результаты всех исследова­ний.

Ключевыми моментами в процессе оценки эффективности проекта являются:

1. Правильный выбор методов анализа на основе характера информации, времени на принятие решения, осо­бенностей вопроса;

2. Четкое описание ограничений и допущений возникающих при анализе проблемы;

3. Учет всей релевантной информации (англ. уместной, относящейся к делу) при проведении оценки (количественной и качественной);

4. Правильное и адекватное применение инструментов (методов) анализа;

5. Интерпретация результатов с учетом особенно­стей среды принятия решений (целей анализа, важности проблемы и ее особенностей, ка­чества информации и ее со­става, использованных методов, сделанных допуще­ний и пр.).

В общем случае в результате оценки по каждой из альтернатив должны быть проанализированы ее достоинства (недостатки), воз­можные общие послед­ствия. В итоге выбирается наилучшая из аль­тернатив по утвержденным кри­териям.

Контроль за процессом реализации проекта заключается в осуществлении следующих функций:

1. Анализ информации о выполнении решения (плана);

2. Сравнение с планом на предмет выявления отклонений;

3. Исследование причин отклонения;

4. Изучение последствий отклонений и выра­ботка решений, направленных на ликвидацию негативных последствий.

Методы бизнес - планирования в основном применяются при анализе внешней среды (обработке маркетинговой информации), внутренней среды (оценки текущей ситуации на предприятии) и расчете показателей экономической эффективности бизнес - проектов.

К основным ме­тодам бизнес - планирования относят:

1. Методы финансового анализа: вертикальный, горизонтальный, трендовый, сравнительный, факторный и метод анализа финансовых коэффициентов.

2. Индексные модели.

3. Программно-целевое планирование.

4. Функционально-стоимостной анализ.

5. Базисный и цепной анализ затрат и доходов.

6. Матричный анализ: товар - рынок, SWOT-анализ, Бостонская матрица, матрица PIMS, модель Портера и др.

7. Прогнозные сценарии и модели.

Методы прогнозирования могут быть качественными (методы экспертных оценок): неформальные (интуиция руководителя) и коллективные методы («мозговой штурм», метод «Дельфи» (разра­ботка анкеты-опросника, передачу ее экспертам, синтез ответов экспертов и сведе­ние их в общее заключение, которое и даст качественную прогнозную оценку), и др.). Методы количественного прогнозиро­вания в основном представлены ме­тодами обработки пространственных и временных совокупностей; методами ситуационного анализа и прогнозированием на основе пропорциональных зависимостей. Обобщая результаты количественного и ка­чественного про­гнозирования, можно разработать сценарии перспективного развития предприятия («дерево решений»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: