double arrow

Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка


Методы экономической теории.

Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. а)Исторический метод б)Логический метод в)Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ), так и в целом (синтез) г)Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.

К специфическим методам относятся:

– метод графических изображений;

– метод сравнительного анализа;

– допущение «при прочих равных условиях»;

– экономико-математическое моделирование.

1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом,

2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов

Тема 2. Основы функционирования рыночной экономики




1. Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка.

2. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.

3. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

При выявлении сущности рыночных отношений, нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение:

1) рынок – место сбыта, где осуществляется обмен товарами и услугами.

2) рынок - система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Рынок функционирует при определенных условиях:

внедрение общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные отношения: а) реализация многообразных форм собственности; б) внедрение рыночных отношений должно основываться на демократизации производства при сохранении госрегулятора.

Функции рынка:

1) функция саморегулирования товарного производства (и цен, и спроса);

2) стимулирующая функция (цен => производства => внедрение новых технологий);

3) регулирующая функция;

4) функция демократизации хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления.
Любой рынок имеет объекты и субъекты.

Субъекты рынка:

1. Предприниматели и коммерческие организации.

2. Домохозяйство – экономическая единица, которая по закону может принимать решения, является собственником какого-либо ресурса и стремится извлекать наибольшую пользу при продаже ресурса или при покупке товара.



3. Государство.

Объекты рынка:

1. Готовая продукция (товары и услуги).

2. Ресурсы.

3. Деньги, ценные бумаги.

Объекты и субъекты рынка участвуют в кругообороте:

Рис. 1. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов.

Кругооборот начинается с домохозяйства и осуществляется в обе стороны.
Структура рынка - внутреннее строение отдельных элементов рынка. Ее можно классифицировать по разным критериям:

1. По экономическому назначению;

2. По географическому положению;

3.По степени ограничения ;

4. По отраслям;

5. По характеру продаж (оптовый и розничный рынок);

6. С точки зрения соответствия норм права (легальный, теневой рынок).







Сейчас читают про: