Методы экономической теории.
Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. а) Исторический метод б) Логический метод в)Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ), так и в целом (синтез) г) Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.
К специфическим методам относятся:
– метод графических изображений;
– метод сравнительного анализа;
– допущение «при прочих равных условиях»;
– экономико-математическое моделирование.
1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом,
2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов
Тема 2. Основы функционирования рыночной экономики
1. Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка.
2. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
3. Потребительские предпочтения и предельная полезность.
При выявлении сущности рыночных отношений, нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение:
1) рынок – место сбыта, где осуществляется обмен товарами и услугами.
2) рынок - система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
Рынок функционирует при определенных условиях:
внедрение общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные отношения: а) реализация многообразных форм собственности; б) внедрение рыночных отношений должно основываться на демократизации производства при сохранении госрегулятора.
Функции рынка:
1) функция саморегулирования товарного производства (и цен, и спроса);
2) стимулирующая функция (цен => производства => внедрение новых технологий);
3) регулирующая функция;
4) функция демократизации хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления.
Любой рынок имеет объекты и субъекты.
Субъекты рынка:
1. Предприниматели и коммерческие организации.
2. Домохозяйство – экономическая единица, которая по закону может принимать решения, является собственником какого-либо ресурса и стремится извлекать наибольшую пользу при продаже ресурса или при покупке товара.
3. Государство.
Объекты рынка:
1. Готовая продукция (товары и услуги).
2. Ресурсы.
3. Деньги, ценные бумаги.
Объекты и субъекты рынка участвуют в кругообороте:
Рис. 1. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов.
Кругооборот начинается с домохозяйства и осуществляется в обе стороны.
Структура рынка - внутреннее строение отдельных элементов рынка. Ее можно классифицировать по разным критериям:
1. По экономическому назначению;
2. По географическому положению;
3.По степени ограничения;
4. По отраслям;
5. По характеру продаж (оптовый и розничный рынок);
6. С точки зрения соответствия норм права (легальный, теневой рынок).