double arrow

Фирма как экономический агент. Виды фирм в России

Потребительские предпочтения и предельная полезность.

Полезность – способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека. Выделяют абстрактную и конкретную полезность. Конкретная полезность – это субъективная оценка полезности данной единицы блага определенного рода. Конкретная полезность зависит от запаса данного блага и от степени насыщения потребности в этом благе. Причем, дополнительная полезность, которую потребитель извлекает их каждой следующей единицы блага, назвали предельной полезностью.

Предельная полезность (MU – marginal utility) – это полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага. В свою очередь сумма полезности от потребления всех единиц какого-либо блага за единицу времени (день, месяц) называется общей полезностью (TU – total utility). Тогда предельная полезность рассчитывается как прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

В конце XIX в. ряд экономистов независимо друг от друга обосновали принцип убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от каждой очередной единицы потребляемого блага. Общая полезность при этом растет, но с убывающими темпами (первого закона Госсена).

Выводы: рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.(название второго закона Г. Госсена.)

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от денег, которыми он располагает. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом, поэтому общий расход должен быть не больше дохода.

Бюджетная линия показывает все комбинации двух товаров, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и при данном уровне цен.

Совместим карту безразличия и бюджетную линию. Таким образом, потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет набор товаров, соответствующий точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия (B2). Это и есть равновесное положение потребителя.

Тема3. Издержки и доходы фирмы

Основным экономическим агентом рыночной экономики явля­ется фирма.

Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующая правами юридического лица.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а уп­равленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торго­вой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.

Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менедже­ры, и акционеры.

Существует два пути роста: внутренний, за счет концентрации производства и капитала, и внешний, который основан на централи­зации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внутренние источники роста:

а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

б) выпуск акций;

в) заемные средства, взятые у банка.

Внешние источники роста:

а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;

б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.

Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением од­ной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверси­фикация, означающая объеди­нение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (на­пример, производство химических волокон и самолетов).

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Теория множественности целей главный упор дела­ет на характере поведения высшего руководства фирмы. Пове­дение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинте­ресованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководи­телей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

Предпринимательский сектор националь­ного хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, кото­рые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными явля­ются классификации по формам собственности, размерам, ха­рактеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминиру­ющему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности фирмы подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объедине­ний и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

государственные, под которыми понимаются как чисто госу­дарственные (в том числе муниципальные), где капитал и управ­ление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государст­венными следует считать предприятия, на которых государст­венные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Из этих двух категорий предприятий часто выделяют сме­шанные, т. е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж).

Классификация фирм по характеру деятельности (производ­ственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или ин­вестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйст­венные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капитало­емкие, материалоёмкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

Полное товарищество (ПТ).

Товарищество на вере.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Акционерное общество (АО).

Преимуществами акционерной формы организации пред­приятий являются:

1) возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

2) возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

3) право свободной передачи и продажи акций, обеспечи­вающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;

4) ограниченная ответственность акционеров;

5) разделение функций владения и управления.

Производственные кооперативы (ПК).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Индивидуальные предприниматели.


Сейчас читают про: