double arrow

Педагогические идеи Конфуция (551-479 гг. до н.э.)


Для Конфуция (Кун-Фу-Цзы - Почетный учитель Кун) целъ воспитания благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.

Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».

Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».

Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний.




В 523 г. до н.э. Конфуций основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Вначале нашей эры Конфуций стал почитаться наряду с предками и природой, богом, наделенным сверхъестественными качествами.

Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»:

1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе.

2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих.

3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности).

4. «ЖЭНЬ» — принцип гуманности, человечности.

5. «ЧЖИ» — знание.

6. «СИНЬ» — верность.

Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил.

Ритуал и канон составляют основу воспитания.

Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию.



Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня.

Это:

- уважение к ученику;

- принятие учеников такими, какие они есть;

- собственный пример — основа воспитания;

- терпимость;

- единство учения и жизни;

- равенство всех людей как учеников;

- отказ от принуждения.

Вопросы и задания

1. Расскажите, откуда черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытную эпоху.

2. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

3. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

4. С какими работами по истории воспитания в первобытном обществе вы познакомились?

5. Расскажите об основных факторах возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.

6. Проследите эволюцию эдуббы в древней Месопотамии.

7. Расскажите о школьном деле в Древнем Египте.

8. Изложите и объясните различия и сходство взглядов на воспитание и образование индуизма и буддизма.

9. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?







Сейчас читают про: