Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Основные принципы буддизма

Впоследствии буддизм распространился по всему Востоку. В Японии буддизм называют букке. В Индии эта религия не нашла особенно широкого распространения. Во-первых, мировоззрение, предлагаемое в буддизме, противоречило установке, связанной с традиционной системой варн. Во-вторых, официальные власти индийских государственных образований не способствовали развитию буддизма в Индии. Однако буддизм привлёк множество людей в Китае, Шри-Ланке, Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии. В этих регионах буддизм очень сильно повлиял на культуру народов. Неторопливый ритм жизни является своего рода следствием убеждения людей в том, что в мире всё повторяется, возвращается на круги своя, а поэтому нет смысла торопить события. Понятие милосердия в этих культурах также своеобразное. Если существу по его дхарме положено страдать, то не имеет смысла облегчать его страдания.

Тем не менее у буддистов редко можно встретить агрессивное поведение. Распространению буддизма способствовало не только его толерантное отношение к другим религиям, но и понимание того, что каждый человек индивидуален и у него есть возможность достичь просветления. Следовательно, проповедник, беседуя с человеком об учении Будды, должен уважать собеседника и учитывать его индивидуальные особенности. В буддизме, Что касается нравственно-эмоциональной сферы, то в буддизме господствующими оказываются понятия терпимости и относительности, с позиций которых нравственные предписания не всегда являются обязательными и могут быть нарушены при определённых условиях. В буддизме нет развитых понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного, а наглядным отражением этого является отсутствие в буддизме чёткой грани между идеалами религиозной и светской морали. Данные факторы привлекли к буддизму многих людей. Адептов буддизма насчитывается примерно 250 миллионов человек.

Буддизм, возникнув в среде индуизма, достаточно много взял из доктрины этой религии. Так, буддизм перенял идею закона кармы и сансары. Закон сансары, или перерождения, в буддизме называется бхавачакра.

На стенах буддистских храмов по-прежнему можно увидеть изображение бога Ямы, который держит в руках «колесо жизни». В некоторых трактовках учения Будды бог Яма является властелином подземного мира. Несмотря на внешне ужасный вид, Яму не следует называть злым божеством. Вообще, для буддизма понятия злого или доброго божества не имеют существенного значения, поскольку жизнь человека определяется его собственными поступками, а боги лишь направляют человека на тот путь, который он сам себе предначертал своими помыслами, словами и действиями. Более того, боги и духи сами подчинены закону кармы. Иногда на рисунках в «колесе жизни» можно увидеть змей, кусающих друг друга за хвосты. Такая комбинация нарисованных фигур обозначает то, что одни грехи порождают другие, обуславливая перерождения человека. Голову бога Ямы украшают пять черепов. Они символизируют страсти человека, от которых он зависит. Именно из-за своей привязанности к страстям индивид оказывается подчинённым закону бхавачакры, и его жизнь, как колесо, оказывается в руках бога Ямы, который не выпускает душу человека из цикла перерождений, отправляя её на следующий круг жизни, так или иначе наполненной болью и страданиями. В центре «круга жизни» изображены петух, змея и свинья, символизирующие похоть, злобу и невежество. Именно эти страсти наиболее губительны для человека. В среднем круге бхавачакры изображены шесть миров бытия: мир богов; мир асуров (полубогов, воюющих между собой); мир людей; мир животных; мир претов (голодных духов); мир ада. В каждом мире есть свой Будда, проповедующий путь к спасению.

В таком круге невозможно представить себе вероятность сохранения вечного постоянства. В буддизме обращается внимание на то, что в мире всё обусловлено и изменчиво. Ум, являясь непрерывным потоком сознания, сохраняет впечатления пережитых страстей и желаний. От характера последних зависит форма будущего перерождения и, соответственно, суть изменения. Даже душа человека после смерти частично разрушается и перерождается в соответствии с помыслами и поступками самого индивида. В данном случае важно учесть то, что буддизм рассматривает жизнь как выражение различных дхарм – потоков нематериальных частиц. Сочетания дхарм определяют сущность материи. После смерти организма происходит рекомбинация дхарм.

Чтобы уйти из цикла перерождений, Будда предложил своё учение, в котором первостепенное место занимают «четыре благородные истины»:

1. Всё существование человека наполнено страданиями. Соответственно, центральная этическая категория буддизма – это сострадание ко всему живому. Особенная развитость идеи сострадания отличает этику буддизма от остальных религиозных и философских учений, например от христианства, где на первом месте стоит чувство любви, а первая и вторая новозаветные заповеди начинаются со слова «возлюби…»; или же от ислама, где всякий человек, прежде всего, должен быть покорным воле Аллаха, от которого зависит всё мироздание. Следовательно, если в буддизме индивид достигает просветления посредством своих сил, то в исламе человек заслуживает спасения, которое, однако, осуществляется не самим правоверным, а исключительно Аллахом.

2. Страдания имеют свою причину, связанную с привязанностями людей к жизни в этом мире.

3. Страдания порождены самим человеком, а значит, им же могут быть преодолены и устранены. Для прекращения страданий необходимо избавиться от желаний и страстей.

4. Избавиться от желаний и страстей можно в том случае, если соблюдать «восьмеричный благородный путь». На этом пути человеку необходимо руководствоваться правильными взглядами; правильными намерениями; правильной речью; правильными действиями; правильным образом жизни; правильными усилиями; правильным осознанием; правильным сосредоточением. Таким образом, этот путь включает в себя культуру поведения; культуру мудрости, культуру медитации. Культура медитации представляет собой систему упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения и просветлению. В культуре поведения провозглашены общие принципы морали. Культура мудрости заключена в знании четырёх благородных истин.

По учению Будды, любой человек, соблюдая эти истины, способен стать Буддой, то есть достигнуть просветления. Тем не менее не все люди, ставшие Буддами, уходят из сансары. Некоторые остаются для того, чтобы проповедовать путь к просветлению и спасению. Такие люди называются бодхисаттвами.

Для того чтобы понять путь к спасению, необходимо выполнять такие условия: 1. Полагаться на смысл, а не на рассудок. 2. Полагаться на Изначальную Мудрость, а не на обычный ум. 3. Полагаться на абсолютную истину, а не на относительную истину. 4. Полагаться на учение, а не на личность. Таким образом, несмотря на значительную роль наставников в постижении учения, буддизм акцентирует внимание на индивидуальной, субъективной, рефлексивной активности человека.





 

Читайте также:

Общие черты эпохи Возрождения

Империя и православие в России

Древнеегипетская цивилизация. Генезис культуры

Традиции и новации в культуре

Древние племена

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 4673

 
 

54.161.73.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.