РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
Основная литература.
Голоухова Н.Г. Методика и технология работы социального педагога. М.2011.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2010.
6.2.Дополнительная литература:
Авдеева Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка. М., 2008.
Галагузова А.Н. Социально-педагогические задачи. М., 2008.
Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. М., 2009.
Гордон Т. Как привить ребенку дисциплину: советы педагога ми психолога. М., 2010.
Гринспен С. Ребенок – тиран: как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М., 2010.
Йохансон М. Лицом к реальности: обучение через предпринимательство. М., 2009.
Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. М., 2011.
Касьянов О.О. Возрастные кризисы. М., 2007.
Клемантович И.П. Подготовка социального педагога к воспитательной работе. М., 2000.
Кокоренко В.П. Социальная работа с детьми и подростками. М., 2011.
Корчак Я. Как любить ребенка. М., 2000.
Левин Д. Сексуальные, но еще не взрослые: что делать родителям?. М., 2010.
Павлов М.Б. Социально-педагогические технологии работы с трудными детьми. М., 2011.
Пашков С.Н. Анализ условий обеспечения социально-педагогической поддержки детей группы риска. М., 2008.
Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. М., 2008.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? М., 2010
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М., 2010.
Смирнов Е.Д. Во что играют наши дети?: игрушки в зеркале психологии. М., 2009.
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛЕМАНТОВИЧ И.П.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль: 050406 Психология и социальная педагогика
Москва - 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения. Составлено с учётом требований Государственного стандарта для высшего профессионального образования бакалавр. Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование. Профиль: 050406 Психология и социальная педагогика.
В пособие включены теоретические материалы по проблемам генезиса учебной дисциплины, её содержания, основным методикам и технологиям работы социального педагога в социуме.
Профессиональная деятельность социального педагога сопряжена с многочисленными факторами, которые влияют на качество его работы в социуме. Аксиологический фактор, отражающий уровень культуры социального педагога и степень освоения общечеловеческих ценностей, формирует не только мировоззренческий потенциал специалиста, но и в значительной степени помогает выработать собственное профессиональное отношение к результатам своей деятельности. Социальный фактор предопределяет строго заданную программу профессиональной деятельности социального педагога в тех или иных условиях развития общества. Экономический фактор в значительной степени стимулирует деятельность специалистов в рамках реального времени с использованием тех материальных и духовных средств, которые доступны в данный момент и представляют собой систему средств материального и духовного воздействия в процессе социализации личности. Можно и дальше перечислять факторное влияние на профессиональную деятельность социального педагога, но, пожалуй, самым значительным является уровень профессионализма специалиста, его умение грамотно и эффективно использовать доступные ему методики и технологии организации собственной деятельности.
Данная брошюра ставит своей целью дать студенту необходимые знания по курсу учебной дисциплины «Методика и технология работы социального педагога». Государственный стандарт высшего профес-сионального образования включил следующие положения, которые должны быть в обязательном порядке включены в содержание данной учебной дисциплины:
-сущность понятий методика, технология, их иерархия, соподчинённость и взаимосвязь;
-методика социально-педагогического воздействия в системе социальных служб;
-методика диагностики ребёнка и окружающей его микросреды;
-технология педагогического разрешения конфликта;
-методика социальной профилактики, коррекция и реабилитация;
-технология реабилитации воспитательной предметно-простран-ственной среды;
-педагогические основы клубной деятельности и работы детских и молодёжных объединений и движений;
-социальная природа досуга;
-основные направления и методики досуговой деятельности;
-технология социального планирования и управления.
Рассматриваемые проблемы дают полное представление как организовать социальному педагогу свою деятельность в социуме. Материал успешно может быть использован не только студентами факультета, но и работающими социальными педагогами по организации и моделированию своей деятельности в объёме предлагаемых проблем.
Вхождение России в мировое образовательное пространство обусловило применение современных средств и методов в подготовке специалистов по всем профилям и направлениям, которые соответствуют международным стандартам и соответствуют основным тенденциям по формированию демократической системы образования, обеспечению права каждого человека на образование, увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов современного человека и развитие его способностей.
Внедрение современных образовательных технологий в систему деятельности социальных педагогов в условиях современного социума способствует отходу от общей ориентации на формирующее воспитание, создание модели усреднённого индивида, поиску компромиссов между жёсткой централизацией и полной автономизацией в организации процесса социализации личности, расширении специальных услуг населению, поиску дополнительных ресурсов для повышения качества профессиональной деятельности социальных педагогов.
Современные образовательные технологии являются основным инструментом осуществления интеграционных процессов в выработке общих и частных методических решений по формированию профессиональной культуры социального педагога. Задача технологий как средства формирования профессионализма социального педагога заключается в обеспечении необходимых дидактических условий для реализации этой цели.
Профессионализм является сферой приложения и реализации особых способностей личности социального педагога, которые могут быть реализованы только с условием комплексного применения образовательных технологий, позволяющих контролировать способность социального педагога к восприятию тех общечеловеческих ценностей и являются обязательными в процессе взаимодействия людей, так как технологический процесс формирования профессионализма и профессиональной культуры включает в себя все возможные способы и приёмы педагогической деятельности.
Раздел 1.