№ 7.
Классификация социально-педагогических технологий
№ 6.
Классификация - это система соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между понятиями. Классификация позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них
Известно множество социально-педагогических технологий, однако вопрос о классификации технологий является дискуссионным. В то же время она необходима, поскольку классификация:
• позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;
• показывает какие, для какой категории объекта, и для каких условий практического применения имеются социально-педагогические технологии, а каких нет, либо выбор их ограничен;
• способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей. Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике социально-педагогические технологии, что дает возможность специалисту оперативно выбрать более оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования социально-педагогической технологий, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в типовых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.
|
|
В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлено то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам технологий относятся:
- основной замысел, в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора;
- техническая цепочка действий, операций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;
- взаимосвязь деятельности специалиста и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих возможностей, диалогического общения;
- соответствие технологии требованиям государственного стандарта;
- воспроизводимость технологии любым социальным педагогом;
- включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
|
|
Основания и критерии классификации социально-педагогических технологий
Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии. К основаниям технологии можно отнести:
- тип социально-педагогической технологии;
- назначение социально-педагогической технологии;
- субъект применения;
- объект применения;
- место применения;
- способ реализации.
По каждому основанию может быть выделено несколько критериев.
Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. По характеру выделяют общие и частные технологии.
Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.
Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.
Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:
а) направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления; профориентационной работы; досуговой деятельности и пр.;
б) комплексное назначение технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.
Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. К критериям поданному основанию относятся:
а) уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
б) специализация социального педагога - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и т.д.
Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:
а) социальная – ученик, студент, семья, родитель, военнослужащий и пр.;
б) возрастная – дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый и т.п.;
в) личностная – характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, компенсационные возможности и пр.;
г) количественная – отдельная личность, группа, коллектив.
Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. По условиям применения можно выделить: образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и пр.
Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели. Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, консультация и др.); совокупность методов; авторские методики.
Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа- технологии общие и технологии частные.
Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами. В этом случае возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.
|
|
По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего на группу специалистов и на их специализацию.
Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную категорию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:
а) социально-ориентированные – это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей (школьниками, семьями, военнослужащими и пр.);
б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесообразны в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста;
в) групповые - это технологии, предназначенные для использования в группе;
г) индивидуально-ориентированные - это технологии индивидуального развития, воспитания ребенка с определенной патологией; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей.
По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, лабораториях и т.п. Не-
которые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения и пр.).
По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения выделяют:
|
|
а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованные представления, тренинги;
б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии и др.;
в) авторские методики - специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например: воспитание личности в коллективе А.С. Макаренко, методика коррекции бродяжничества П. Г. Бельского, технология свободного труда С. Френе и др.