Социально-педагогические технологии общего типа

№ 7.

Классификация социально-педагогических технологий

№ 6.

Классификация - это система соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между понятиями. Классификация позволяет систематизировать исследуе­мые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них

Известно множество социально-педагогических технологий, однако вопрос о классификации технологий является дискуссионным. В то же время она необходи­ма, поскольку классификация:

• позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по опреде­ленным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;

• показывает какие, для какой категории объекта, и для каких условий прак­тического применения имеются социально-педагогические технологии, а каких нет, либо выбор их ограничен;

• способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей. Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и прове­ренные на практике социально-педагогические технологии, что дает возможность специалисту оперативно выбрать более оптимальный вариант технологии для прак­тического применения и, при необходимости, внести в нее определенные корректи­вы, а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования социально-педагогической технологий, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк тех­нологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в ти­повых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлено то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам технологий относятся:

- основной замысел, в основе которого лежит определенная методологиче­ская и философская позиция автора;

- техническая цепочка действий, операций, которая выстраивается в соответ­ствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

- взаимосвязь деятельности специалиста и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих возможностей, диалогического общения;

- соответствие технологии требованиям государственного стандарта;

- воспроизводимость технологии любым социальным педагогом;

- включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Основания и критерии классификации социально-педагогических технологий

Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии. К основаниям технологии можно отнести:

- тип социально-педагогической технологии;

- назначение социально-педагогической технологии;

- субъект применения;

- объект применения;

- место применения;

- способ реализации.

По каждому основанию может быть выделено несколько критериев.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. По характеру выделяют общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее раз­решению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выде­лить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели дея­тельности социального педагога. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

а) направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления; профориентационной работы; досуговой деятельности и пр.;

б) комплексное назначение технологии, предполагающие достижение одно­временно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколь­ко. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. К критериям поданному основанию относятся:

а) уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высо­коквалифицированный специалист;

б) специализация социального педагога - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и т.д.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

а) социальная – ученик, студент, семья, родитель, военнослужащий и пр.;

б) возрастная – дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый и т.п.;

в) личностная – характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, компенсационные возможности и пр.;

г) количественная – отдельная личность, группа, коллектив.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких усло­виях наиболее целесообразно, оптимально их применение. По условиям применения можно выделить: образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и пр.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели. Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько методов, используе­мых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, консультация и др.); совокупность методов; авторские методики.

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить ос­новные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа- техно­логии общие и технологии частные.

Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической рабо­ты с клиентом, группой. Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обу­словленных различными причинами. В этом случае возникает потребность в ком­плексной социально-педагогической помощи.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специаль­но подготовленного специалиста, чаще всего на группу специалистов и на их спе­циализацию.

Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную кате­горию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и ин­дивидуальных возможностей разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

а) социально-ориентированные – это технологии, предназначенные для соци­ально-педагогической работы с различными социальными группами людей (школь­никами, семьями, военнослужащими и пр.);

б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесообразны в социаль­но-педагогической работе с людьми определенного возраста;

в) групповые - это технологии, предназначенные для использования в группе;

г) индивидуально-ориентированные - это технологии индивидуального раз­вития, воспитания ребенка с определенной патологией; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определен­ные условия, обеспечивающие решение конкретных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, лабораториях и т.п. Не-

которые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения и пр.).

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основ­ное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения выделяют:

а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованные представления, тренинги;

б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учрежде­ния и его возможностями. Название технологии может быть определено по специ­фике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяе­мому в технологии и др.;

в) авторские методики - специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например: воспитание личности в коллективе А.С. Макаренко, методика коррекции бродяжни­чества П. Г. Бельского, технология свободного труда С. Френе и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: