Социального педагога как научной проблемы

ГЕНЕЗИС МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

Современные представления о методике и технологии носят дискуссионный характер. Многие считают, сто «технология» – это модная трактовка понятия «методика». Наша задача исследовать генезис данных понятий и дать вразумительное толкование им, с тем, чтобы чётко представлять себе общее и различное в их значении. В.Ю. Питюков в своей книге «Основы педагогической технологии» отмечает, что в настоящее время не модно и не актуально говорить о методике урока или воспитательного мероприятия... Создаётся впечатление, что под воздействием какого-то гипноза педагоги решили – стоить только прибавить к привычным понятиям слово «технология», как всё, что касается обучения и воспитания детей, поднимется на новый качественный уровень... (Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Изд.3-е. М., 2001. С.3). Всё значительно сложнее. Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, давайте исследуем её на историческом и теоретическом уровне.

Тема 1.

1.1. Исторические корни формирования понятий «методика» и «технология».

Социальная педагогика как часть общей педагогики унаследовала все те достижения, которые складывались в рамках данной отрасли научно-гуманитарных знаний на протяжении длительного времени. Не смотря на расхожее представление о том, что педагогика – это наука, которую в строгом понимании нельзя отнести к точным, педагогическое сообщество всегда уделяло достаточно много внимания проблемам точного толкования категорий и понятий, находящихся в её распоряжении. Предметом жёсткой критики были и остаются неточность определений и формулировок основных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий, описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика», на наш взгляд, характеризуется достаточно высокой степенью субъективности, которая зависит не только от уровня профессиональной компетентности социального педагога, но и от их общей и профессиональной культуры. Практика свидетельствует, что результат воспитания всё же зависит от степени организованности самого воспитательного процесса, аследовательно, от умения социального педагога использовать необходимые средства, соответствующее эмоциональное и рациональное настроение, возможности социума и самого субъекта процесса. Ш.А. Амонашвили в своей работе, адресованной общеобразовательной школе, которая весьма полезна и для социального педагога так раскрывает суть педагогического процесса - это бинарная деятельность преподавателя с обущающимся, когда педагог помогает (воспитаннику) в преодолении трудностей. (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.М., 1995)

Суть педагогической помощи заключается в направленности, характере педагогического процесса и в решаемых задачах формирования и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задаёт мотивы, воодушевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требовательность. Чтобы решить все эти проблемы, прямо или косвенно влияющие на результат процесса социализации ребёнка, нужно применять современные образовательные технологии.

Методика и технология обучения формировались параллельно с педагогикой. Постепенно создавались особые формы профессионального воздействия на сознание и умонастроение воспитанников, опираясь на внешнюю выразительность как источник познания личности. Диалоги великого философа Древней Греции Сократа (469 – 399 гг.до н.э.) с учениками содержат множество примеров искусного воспитания юношей. Древнегреческий врас и реформатор античной медицины Гиппократ (460-370 гг.до н.э.) умело использовал мимику и пластику для определения темперамента ребёнка Существенный вклад в развитие теории обучения внёс Артур Шопенгауэр (1788-1860). Множество примеров педагогического мастерства зафиксировано в творчестве Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, Д.Дидро, А.Дистервега. Р.Оуэна…

Идеи воспитания и обучения человека, высказанные в античности, в средневековье и в эпоху Просвещения нашли своё продолжение в трудах великих соотечественников К.Д. Ушинского (1824-1871), который смело использовал в разработке теории педагогики законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук; С.Т. Шацкого (1878 – 1934), который исследовал влияние среды на воспитанника, расширяя горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином; П.П. Блонский (1884-1941), который говорил о необходимости такого тонкого прикосновения к личности ребёнка, которое бы вызывало разнообразные переживания, наполняло душу ребёнка героизмом и поэзией. А.С.Макаренко (1888 – 1939) в своих работах уже свободно оперировал термином «педагогическая техника» и использовал понятие «педагогическая технология».

Анализ педагогической литературы показывают, что в 60-е годы ХХ столетия педагогическая технология обретает статус официального признания. В этот период в Туле разрабатывается первая программа по педагогической технике.(38.125) Активно изучаются вопросы по пластической выразительности (А.Румнев), культуры речи педагога (В.С. Найдёнов), психологического регулирования самочувствия (Д.Н. Левитов, А.Н. Ковалёв, Ю.А. Львова), исследуется использование тренинга как формы занятия (С.В. Гипиус). Особый вклад в изучение проблемы технологии образования внесли исследования В.М. Коротова, Л.Ю. Гордина, Б.Т. Лихачёва по методике педагогического воздействия. Принципиальные, с позиции педагогической технологии, положения эти учёные сформулировали в общих правилах применения педагогического воздействия: сочетание требования с уважением к субъекту педагогического воздействия; разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия; доведение этого воздействия до логического завершения.

В 70-е годы технологии обучения внедряются в вузы. Широкую известность получили идеи В.М. Короткова о его категории «внушения»., Э.Ш. Натанзон о способах и приёмах педагогического воздействия. М.А. Верб и В.Г. Куценко о компонентах педагогического мастерства, которые технику обучения понимали как «разнообразные приёмы личного воздействия учителя на школьника.(Веб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника. М., 1974. С. 273)

В 80-е годы повышается интерес к проблеме педагогического общения (В.А. Кан-Калик, А.А. Бодалёв, А.Б. Дробович, А.В. Мудрик, Е.Н. Ильин, Ф.М. Рахматулина и другие). В педвузах усиливается внимание к непрерывной педагогической практике, создаются многочисленные спецкурсы по основам педагогического мастерства и его отдельным компонентам. В практику вузовской подготовки внедряются такие понятия как треннинг, студия…

1.2.Современные подходы к определению значения понятий «методика» и «технология».

Следуя законам развития науки, социальная педагогика научилась выстраивать свои теоретические концепции, в том числе и по проблемам использования образовательных методик и технологий как системы деятельности субъектов процесса социализации. В настоящее время в педагогике вообще и в социальной педагогике в частности существует довольно большое количество методик и

Схема 1 – 1 – 1. Этапы развития образовательных технологий.

2 ЭТАП ФОРМИРО- ВАНИЕ ДИДАКТИ-КИ
Средневековый период:в основе воспитания устрашение и наказание за проступки
Период Возрождения и Просвещения: - Я Коменкский: основатель дидактики; - А.Дистервег: реализация дидактики развивающего образования
Методика технология образования формировались параллельно с развитием дидактики и весь процесс становления их можно свести к нескольким этапам:
1 1 ЭТАП АНТИЧНЫЙ
Философское осмысление целей и задач воспитания в трудах мыслителей: «Современная молодёжь никуда не годится. Дети жадно глотают пищу, изводят учителей и ничему не хотят учиться.» (Сократ «Диалоги»)
Формулирование некоторых способов и приёмов воспитания для подрастающего поколения. Зарождение практики обучения ивоспитания в проц. социализии: - спартанская модель (Аристотель: спартиоты польз-ся досугом не умели); - афинская модель 3: гимнасии – Академия,Ликей, Киносарг…
3 ЭТАП СОВРЕМЕН- НЫЙ.
А.С.Макаренко: впервые применяет понятие «Педагогическая технология»
Особый вклад внесли В.Коротов, Л.Гордин, Б.Лихачёв: общие правила применения технологий


технологий, которые направлены на повышение эффективности обучения и воспитания ребёнка. Все они могут быть классифицированы по таким направлениям как:

-формирующее – направление, которое реализует потенциал социума на основе принципа изменения личности ребёнка по строго установленной программе с учётом потребностей общества;

-развивающее – направление, которое реализует потенциал личности для совершенствования индивидуальных способностей личности в процессе её социализации на основе аксиологических и гуманитарных принципов.

На базе этих подходов созданы модели конкретной педагогической деятельности с использованием самых различных образовательных технологий.

Модель М.А.Веба и В.Г. Куценко связана с определением компонентов педагогического мастерства, к которым они относят психолого-педагогическую эрудицию, профессиональные способности и педагогическую технику. Они считают, что процесс социализации личности может строиться правильно в рамках формирующего направления педагогической деятельности. Качествен-ное применение технологий возможно только при наличии тех компонентов профессионального мастерства, которые мы уже отметили. Педагогическая техника понимается ими как разнообразные приёмы личного воздействия педагога на своих воспитанников.

Модель педагогического общения (А.В.Дробович, А.В.Мудрик и др.). Эта модель так же формирующего направления. Здесь в качестве главного инструмента формирования личности выдвигается общение как профессионально значимое умение педагога. Учёные на основании теоретических закономерностей разрабатывают практические аспекты организации учебно-воспитательного процесса:

-строгая последовательность педагогического воздействия на личность;

-строгое дозирование различных педагогических приёмов воздействия;

-высокий уровень профессиональной эрудиции педагога;

-реальность поставленных целей и задач...

Модель аксиологического развития личности (И.П.Клемантович) предполагает социализацию личности в условиях развивающего направления в социальной педагогике. Здесь предлагаются к использованию структурно-логические или проблемные технологии, которые представляют собой поэтапную организацию процесса социализации на основе выбора способов решения наиболее важных задач, диагностики и оценки полученных результатов. Успешно здесь могут использоваться и игровые технологии, которые способствуют развитию у детей навыков взаимодействия с окружающим миром. Игровые технологии могут быть дополнены диалоговыми технологиями, которые связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне субъект-субъектных связей в процессе социализации личности. Значительное место в этой модели занимают тренинговые технологии как система деятельности соиального педагога в системе субъект-субъектных связей по отработке определённых алгоритмов, учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе социализации личности с использованием тестов, опросников, практических упражнений. (Клемантович И.П. Подготовка социального педагога к воспитательной работе.М., 2000)

Социально-педагогическая технология в отличие от образовательной может носить обобщающий или строго индивидуальный характер, так как реализация технологического решения опосредуется рядом факторов. При наличии дидактического аспекта социально-педагогическая технология больше будет направлена на формирование у ребёнка какой то суммы знаний. При этом возникает возможность обеспечения реализации множества вариантов, так как социальный педагог работает с конкретной личностью и с учётом конкретных социальных условий, что обеспечивает воплощение замыслов не только самого педагога, но и воплощение намерений воспитанника в рамках его конкретных потребностей. Социальный аспект моделирования технологий даёт возможность использовать комплекс знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ребёнок в процессе его социализации для того, чтобы успешно адаптироваться в соответствующей социальной среде. Аксиологический аспект позволит выявить путь приобщения ребёнка к национальной и мировой культуре, создать такую технологию, которая позволит развить у воспитанников уважительное отношение к общечеловеческим ценностям. Профессиональный аспект моделирования тех-нологии позволяет проанализировать творческий потенциал социального педагога. Процессуальный аспект даст возможность выявить необходимость применения той или иной технологии в данный момент социализации личности.

С увеличением интенсивности развития общественных процессов стремительно растёт поток информации, которая должна быть усвоена в процессе социализации личности. Традиционные методические формы уже не справляются с этим явлением, поэтому возникла необходимость использовать те преимущества, которые дают нам современные образовательные технологии. Их условно можно разделить на:

1. Информационные технологии:

- технологии использования информационных банков;

- технологии передачи и усвоения информации в ходе образовательного процесса;

- технологии компьютерных тестирующих и диагностирующих методик.

2. Коммуникативные технологии:

- технологии формирования отношений на уровне «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» связей в системе образовательного пространства;

- технология освоения системы мультимедиа;

- технология освоения современными системами связи…

3. Личностно ориентированные технологии:

- технология полного усвоения знаний, умений и навыков;

- технология разноуровневого воспитания и педагогической помощи;

- технология коллективного воспитания и стимулирования самовоспитания;

- технология моделирования самовоспитания…

4. Обобщённые педагогические технологии:

- технология проблемного обучения как форма воспитания определённых качеств личности в микросоциуме;

- технология концентрированного обучения и воспитания;

- технология развивающего обучения и воспитания;

- технология активного обучения и воспитания;

- технология формирования культурно-пространственной среды;

- технология личностно-деятельностного обучения и воспитания…

Тема 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: