Сценическая интерпретация танцевального фольклора и принципы его обработки

Произведение народного творчества многозначно по своей образности. Оно допускает многовариантность прочтений и трактовок, каждая из сценических интерпретаций его может быть новым произведением, не повторяющим предшествующего. Но для этого, конечно, надо хорошо знать первоисточник, иметь возможность изучить его досконально. И здесь остро вставали и встают по ныне проблемы охранной политики по отношению к аутентичному фольклору, фундаментального изучения, записи и сохранения всего арсенала средств народного танцевального творчества. При наличии зафиксированного фольклорного первоисточника хореографу можно не бояться отойти от него как угодно далеко, вплоть до синтеза его с эстрадными, роковыми и модерн – формами. В худшем случае здесь можно говорить о неудаче отдельного постановщика, а не о риске утраты самой фольклорной традиции. Информация, извлеченная из памяти не только народных исполнителей, где в «пассивном» состоянии, как бы в анабиозе, хранится довольно большой танцевальный репертуар, но и из записей и сборников фольклора, даёт возможность для его «второй» жизни. Старые формы народного хореографического творчества исчезают с тем, что бы дать жизнь новым. Фольклорная река уходит под землю, чтобы из глубины насыщать животворными соками корни новых побегов. Она питает ныне любительское и профессиональное творчество, предоставляя художникам богатейший арсенал выразительных средств, идей, образов.

В коллективной сценической трансформации фольклора, белорусские учёные, такие как С.В. Гутковская, Ю.М. Чурко, выделяют несколько основных способов:

- максимальное сохранение форм аутентичного фольклора, когда народный танец не подвергается или почти не подвергается обработке;

- художественная обработка фольклорного образца, при которой сохраняется его первооснова;

- разработка основного образного ядра, пластического лейтмотива, фольклорного первоисточника;

- стилизация, т.е. создание авторского сценического произведения, сохраняющего и развивающего традиции всего народного творчества, без опоры на один конкретный оригинал [1, с.16].

Первый принцип модификации фольклора лёг в основу практики этнографических коллективов, которые сегодня активно создаются и функционируют. Среди них следует назвать образцовый фольклорный коллектив "НЕЖАЧКІ" Брестской области; образцовые фольклорные коллективы "НЕЖАЧКІ" и "СУНІЧКІ" Витебской области; образцовый фольклорный коллектив "КАРАГОД" и детский фольклорный коллектив "КРУЦЕЛКІ" Гомельской области и др. О росте интереса к белорусскому фольклору свидетельствует неоднократное проведение в стране республиканского фестиваля фольклорного искусства «Берагiня», объединяющего людей, стремящихся к сохранению своих национальных традиций и культуры.

Другие принципы трансформации фольклора – обработка, разработка, стилизация – широко используются в деятельности различных коллективов республики и в целом ряде случаев дали неплохие художественные результаты. Благодаря художественной обработке белорусского хореографического фольклора в самодеятельных коллективах родились произведения, ставшей классикой белорусской народно-сценической хореографии. Например, великолепная сценическая «Мяцелiца» была создана одним из старейших представителей национальной хореографии А. Рыбальченко в танцевальном коллективе Гомельского Дворца культуры железнодорожников. В ней постановщик сохранил и развил каждый из компонентов фольклорной пляски, связав их единой фабулой. Мотив ныряния пар под руки друг другу превратился в калейдоскоп разнообразных вариаций на эту тему. Верчение за руки преобразовалось во всевозможные стремительные вращения целых групп танцующих, образующих сложный динамический рисунок. Удачно использовались в сценической постановке и традиционные атрибуты полотенца, роль которых переосмысливалась. Наличие же чёткой драматургической основы сюжетного типа, трехчастная форма построения, режиссерское оформление мизансцен, эмоциональное и техническое нарастание до кульминации в финале – всё это было плодом собственной мысли балетмейстера, основанной на знании законов сцены.

Следует отметить, что в период расцвета народно-сценического танца, широкого распространения самодеятельных коллективов, их успехов у себя на Родине и за границей, а также во время первого появления на сцене этнографических коллективов, предъявивших аутентичный фольклор, была высказана концепция, исходя из которой традиционное народное творчество оценивалось как памятник культуры, имеющий лишь историко–этнографический интерес и долженствующий находиться в музее, а не на сцене. У сторонников другой, альтернативной точки зрения явления глубокой эрозии в самодеятельном да и профессиональном творчестве породили сомнение не только в продуктивности методов трансформации фольклора, но и вообще в целесообразности существования коллективов его сценически интерпретирующих.

Активные преобразования, происходящие в конце XX века в белорусском обществе, значительно повлияли на развитие любительского хореографического искусства, что позволило балетмейстерам обратиться к экспериментам в современных танцевальных жанрах с использованием подлинного белорусского фольклора. Конец XX века стал периодом поисков: на смену привычному перечню белорусских танцев пришли новые варианты прочтения белорусского хореографического фольклора. Современные методы его разработки отразились в постановке балетмейстерами (О. Беляевой, С. Гутковской, Л. Симакович, О. Ямпольской и др.) множества хореографических «льняных» композиций в стиле фольк-модерна, созданных путем стилизации.

На рубеже веков, спор о судьбе народного творчества разрешила практика: фольклоризм получил активное распространение и стал в нашей республике заметным явлением во многих видах искусства (хореографии, музыке, театре, декоративно-прикладном).

Необходимо отыскивать и собирать еще не забытые материалы по национальной хореографии, изучение которых позволит балетмейстерам сохранять и приумножать богатство белорусского танцевального искусства.

Изучая фольклор прошлого, мы должны особое внимание уделять развитию народного творчества наших дней.

Важнейшая особенность современного искусства — неразрывная связь его с жизнью и стремлениями народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: