Управление персоналом
Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда, направленного на достижение высокого конечного результата. Управление персоналом является одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, поскольку персонал способен многократно повысить эффективность его деятельности. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами. Сущность управления персоналом заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений между руководством предприятия и наемными работниками.
Специфика управления персоналом определяется в первую очередь тем, что трудовые ресурсы существенно отличаются от любых других видов ресурсов:
1) любой работник является самостоятельной личностью, а потому имеет право на самоопределение, чего нельзя сказать о любых других видах ресурсов;
|
|
2)материальные и технические ресурсы со временем стареют, трудовые ресурсы - дорожают;
3) наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать, он может бастовать или уволиться из предприятия по собственному желанию, что невозможно для других видов ресурсов;
4) трудовые ресурсы допускают самое разное использование, поскольку работники могут переучиваться, тогда как остальные ресурсы, как правило, могут использоваться только типичным образом.
В любой организации при осуществлении работы с персоналом проводится ряд типовых процедур:
1) разработка системы (подсистемы) управления персоналом;
2) выработка деловой стратегии менеджмента персонала;
3) формулирование стратегических, текущих и оперативных целей для фирмы в целом и ее подразделений в области менеджмента персонала;
4) выявление текущих и перспективных проблем в обеспечении фирмы персоналом и выработка способов их решения;
5) выработка общих требований к поведению персонала в отношениях сотрудников друг к другу и к партнерам фирмы;
6) выработка критериев оценки персонала и установление несоответствия между желаемым уровнем и фактическим, а также разработка методов устранения таких несоответствий.
Под организацией в менеджменте обычно понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями (получение прибыли) и действующих на основе разделения труда.
Прежде всего, слово «организация» в одном из своих значений обозначает «строение, устройство чего-либо». Употребляя слово в этом значении, мы можем говорить, например, об организации досуга студентов, об организации работы в рамках отдела предприятия — другими словами, о том, как организована какая-то деятельность. В этом смысле слово «организация» обозначает признак, а не сущность, явление.
|
|
Во втором значении слово «организация» обозначает «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры». В этом же смысле под организацией понимается «общественное объединение, государственное учреждение». Именно в этом смысле мы и будем использовать данное слово.
Для того чтобы могла возникнуть организация в этом втором значении, необходимо наличие трех условий:
1) есть хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации
2) есть хотя бы два человека, которые готовы работать и работают вместе для того, чтобы достичь стоящих перед ними целей;
3) есть хотя бы два человека, которые считают себя принадлежащими к организации.
Однако такое употребление данного слова является слишком широким. В частности, существует множество организаций, которые не являются коммерческими, например, школа, церковь, разнообразные общественные объединения. Все эти организации состоят из людей, которые стремятся к достижению каких-то общих целей. Однако от организации о которых принято говорить в менеджменте, они отличаются тем, что не ориентированы на получение прибыли. Конечно, учителя получают зарплату, священники тоже живут на что-то, и нередко можно столкнуться тем, что основная задача людей, принадлежащих к подобной организации, состоит в зарабатывании денег; кроме того, существуют платные (т есть коммерческие) школы, некоторые студенты учатся на договорно основе, то есть опять-таки платят деньги. Тем не менее эти организации не создавались как коммерческие. А менеджмент изучает прежде всего те организации, главная цель которых состоит в извлечении прибыли, причем эта цель подчиняет себе все остальные.