Понятие организационной структуры управления

Виды организаций

Организации бывают формальными и неформальными.

Неформаль­ные организации формируются стихийно, в контексте неупорядочен­ных человеческих отношений. Как правило, во главе неформальных организаций стоит человек, который признан всеми или большинством членов как лидер. Впрочем, то, что данный человек является лидером, иногда может не осознаваться членами организации: они просто дове­ряют ему принятие решений, прислушиваются к его мнению, не задава­ясь вопросом о том, какова природа отношений, существующих между ними и лидером.

Формальные организации — это организации, которые намерен­но создаются людьми. В основе таких организаций лежит договорен­ность. Формальные организации имеют устав (или любой другой доку­мент, который разграничивает обязанности членов организации).

Формальные организации принято делить на простые и сложные. Простыми называют организации, у которых имеется только одна цель; при достижении этой цели организация может прекратить свое суще­ствование. Сложные организации соответственно обладают несколь­кими целями.

Под организационной структурой управления понимают осо­бую форму, которая принимает в организации распределение функций между ее компонентами (подразделениями и отдельными работника­ми). Перед любой организацией стоят цели, от достижения которых зависит ее выживание и процветание, а следовательно, каждый ее ком­понент должен каким-то образом содействовать достижению этих це­лей. Именно это и должна обеспечивать организационная структура, которая делает организацию целостным организмом, связывая ее «го­лову» (высшее руководство), «руки» и «ноги» (подразделения и функ­циональные области).

Между элементами организации как структуры могут устанавли­ваться разные связи:

вертикальные связи представляют собой связи подчинения и возникают в том случае, если организация обладает иерархической струк­турой, то есть содержит несколько уровней управления;

горизонтальные связи устанавливаются между элементами орга­низации, которые не подчиняются друг другу и каким-то образом свя­заны в процессе производства товара или услуги.

Кроме того, между элементами организационной структуры могут устанавливаться линейные и функциональные отношения.

Линейные отношения — это отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающи­еся любых действий подчиненного. Руководитель при таких отношени­ях называется линейным.

Функциональные отношения — это отношения, при которых ру­ководитель принимает решения, касающиеся деятельности организа­ции только в одной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиня­ется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.

Сложность организационной структуры управления зависит от ко­личества вовлеченных в нее людей. Чем больше это количество, тем более сложной будет организационная структура, и наоборот, чем меньше работников, тем более простой будет организационная струк­тура.

В процессе исследования организационных структур управления был выработан список требований, которым они должны удовлетво­рять, чтобы деятельность организации была эффективной. Эти требо­вания представлены в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: