Цели организации и управление по целям

Стратегические цели более конкретны, чем миссия организации. Они в развернутом виде представляют то, к чему организация стремит­ся. И действительно, миссия обычно слишком абстрактна, а потому требует конкретизации в виде ряда стратегических целей. Чем лучше и яснее будут сформулированы цели, тем проще их достигнуть, потому что в этом случае будет ясно, к чему надо стремиться. Например, сто­ронники нейро-лингвистического программирования полагают, что люди обычно не могут удовлетворить свои желания потому, что не знают точно, чего они хотят. Если же результат можно представить себе в виде картинки или ощущения, то тогда в любом случае будет ясно, достигнут он или не достигнут. Стратегические цели можно рассмат­ривать как способ конкретизации миссии фирмы: когда они достигну­ты, можно утверждать, что воплощена и миссия фирмы. Как правило, количество стратегических целей не превышает 10.

Примером хорошей формулировки стратегической цели может быть следующая: «повысить доходы от деятельности с 10% до 20%». Фор­мулировка «повысить доходы» не совсем удачна, поскольку она не ставит конкретной цели: повышением доходов является изменение по­казателей и на 1%, и на 50%. Естественно, в этом случае у каждого будут свои представления о достижении поставленной цели.

Хорошо сформулированная цель должна обладать рядом характе­ристик:

1) она должна быть конкретной. Только достаточно конкретная цель устанавливает хорошую репрезентацию того состояния, к кото­рому стремится организация. Если цель не конкретна, то между людьми, стремящимися к ее достижению, могут возникнуть разногласия по поводу того, в чем именно заключается сущность желаемого состоя­ния;

2) разработка целей организации должна начинаться с определе­ния долгосрочных, более общих целей, частные цели («задачи») следу­ет определять после того, как основная цель была сформулирована;

3) цели не должны превышать возможности организации, то есть должны быть достижимыми из исходного состояния. Это означает, что организация обладает всеми необходимыми для этого ресурсами, а во внешней среде нет факторов, влияние которых невозможно преодо­леть;

4) наконец, цели должны быть согласованными. Это означает, что одна цель не должна вступать в противоречие с другими целями, а тем более препятствовать их достижению.

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда цель не может быть достигнута из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов. Если цель даже в этом случае является важной, необходимо решить, что можно сделать, чтобы получить нужные для достижения цели ресурсы. Если это возможно, приобретение ресурсов, необходимых для более отдаленной цели, следует сформулировать как задачу организации.

При формулировке стратегических целей необходимо определить, благодаря чему может быть выполнена миссия организации. Если об­ратиться к нашему примеру, то качество образования зависит от цело­го ряда факторов:

• от отражения в читаемых курсах современного состояния на­уки и практики,

• от наличия профессионального преподавательского состава,

• от наличия современного оборудования и других средств обу­чения,

• от предоставления студентам возможности опробовать свои знания на практике.

Эти факторы и являются стратегическими целями. Конечно, они нуждаются в переформулировке, поскольку стратегия предполагает ответ

на вопрос, что должно быть сделано. Поэтому стратегическими в на­шем примере будут следующие цели:

1) подготовка курсов, отражающих современное состояние науки и

практики;

2) обеспечение высокого профессионального уровня преподава­тельского состава;

3) обеспечение процесса преподавания всеми необходимыми со­временными средствами обучения;

4) обеспечение производственной практики для студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: